Содержание
Правила использования земельных участков для определённых целей физическими и юридическими лицами, а также для реализации государственных программ о развитии территорий устанавливаются Земельным кодексом, принятым под номером 136-ФЗ.
Что представляет собой закон?
Федеральный закон № 136-ФЗ “Земельный Кодекс Российской Федерации” был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года и одобрен Советом Федерации 10 октября того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 25 октября 2001 года.
Настоящий закон регулирует отношения, связанные с использованием и защитой земель Российской Федерации как основы для жизни и деятельности различных народов, которые проживают на территории РФ. В сферу деятельности законодательства не попадают имущественные земельные отношения и экологические аспекты использования геологических ресурсов, так как данные сферы регламентируются соответствующими законами.
Последние изменения в ФЗ №101 об обороте земель сельскохозяйственного назначения читайте тут:
Земельный Кодекс Российской Федерации состоит из 103 статей и 18 глав, устанавливающих следующие положения:
- Гл. 1 состоит из общих положений, описывающих основные принципы законодательства, сферу его действия, участников земельных отношений, также полномочия различных органов власти в установленной области;
- Гл. 1.1 описывает порядок образования земельных участков, включая особенности возникновения прав на данные территории, а также их сохранение и передачу;
- Гл. 2 устанавливает правила охраны земель;
- Гл. 3 предусматривает различные виды собственности на землю;
- Гл. 4 определяет основания для ограничения использования чужими земельными участками;
- Гл. 5 описывает порядок возникновения прав на землю;
- Гл. 5.1 устанавливает особенности предоставления земель, которые находятся в собственности государства;
- Главы 5.2 — 5.6 предусматривают обмен, установление сервитута, перераспределение, безвозмездную передачу и особенности использования земельных участков, которые находятся в собственности государства;
- Гл. 6 определяет права и обязанности собственников, а также арендаторов и пользователей;
- Гл. 7 устанавливает порядок лишения прав собственности на земельные участки или их ограничения;
- Гл. 7.1 предусматривает особенности изъятия земель для государственных нужд;
- Гл. 8 описывает порядок компенсации убытков земельных собственников, арендаторов и пользователей при определённых обстоятельствах;
- Гл. 9 определяет правила защиты прав на землю и рассмотрения споров;
- Гл. 10 устанавливает земельные налоги;
- Гл. 11 описывает правила государственного мониторинга за территориями, и ведения кадастрового учёта;
- Гл. 12 предусматривает порядок осуществления государственного надзора в установленной области;
- Гл. 13 определяет административную, уголовную и дисциплинарную ответственность за нарушение земельного кодекса, а также особенности компенсации вреда;
- Гл. 14 устанавливает правила назначения и использования земель для сельскохозяйственных нужд;
- Гл. 15 предусматривает порядок назначения и эксплуатации земельных участков для населённых пунктов;
- Гл. 16 описывает особенности территорий для особого пользования, включая промышленные, энергетические, транспортные, оборонные и другие нужды;
- Гл. 17 устанавливает правила определения особо охраняемых земель, заповедников и рекреационных зон;
- Гл. 18 описывает земли лесного и водного фондов, а также особые территории запаса, которые находятся в государственной собственности и не подлежат использованию без наличия особых причин.
Земельные территории охраняются с целью предотвращения и ликвидации последствий загрязнения почвы, её истощения, деградации и другого негативного воздействия, которое может привести земли к негодности для использования. Также предпринимаются охранные меры для рационального использования земельных ресурсов и улучшения их плодородия.
Для реализации целей по охране земли, собственники, а также лица, арендующие и использующие земельные участки, должны проводить следующие мероприятия:
- воспроизводство плодородных свойств земель, предназначенных для сельского хозяйства;
- защита от эрозии, заболачивания, иссушения, загрязнения вредными веществами и промышленными отходами;
- защита от зарастания сорняками, кустарниками и деревьями сельскохозяйственных угодий и поддержание уровня мелиорации.
Лица, которые повинны в ухудшении качественных свойств земли обязаны рекультивировать её, ликвидировав все негативные последствия и восстановив её первоначальное состояние.
Основные положения ЗК РФ
Закон о земле основывается на следующих принципах:
- охрана земли и её ресурсов как основы для жизнедеятельности человека;
- защита земель как самого важного компонента окружающей среды, а также основы для развития сельского и лесного хозяйства;
- приоритетная защита почв как основного элемента, влияющего на здоровье человека;
- участие граждан, общественных объединений, а также религиозных организаций при принятии решений об обретении прав на землю в допустимых законодательством рамках;
- приоритетная охрана земель целевого назначения;
- платное использование земельных участков;
- разделение земельных территорий на категории по целевому назначению;
- соблюдение гражданских и общественных интересов;
- разделение государственной собственности, муниципальной, и субъектов Российской Федерации.
Регулирование земельных отношений разделяется на узконаправленные законодательства.
Последние изменения, внесенные в закон о земле
В ходе последней редакции закона о землепользовании, состоявшейся 31 декабря 2017 года, были внесены поправки в пункт 6 статьи 56.3, регулирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд.
В результате редакции положение, предусматривающее изъятие земли для осуществления федеральных проектов, было расширено условием, устанавливающим обязательный критерий об обозначении планируемого строительства в территориальных документах двух и более федеральных субъектов.
Статья 56.3 определяет следующие условия, при которых государство может изымать земельные участки для своих нужд:
- Земли могут быть реквизированы для федеральных нужд только при необходимости осуществления государственной программы территориального развития, объекты которой определены в документации о развитии определённых территорий муниципиев и регионов;
- Также изъятие территорий для государственных и муниципальных нужд может обуславливаться следующими потребностями:
- создание заповедников и других природных охраняемых зон;
- для выполнения условий международного договора;
- для осуществления работ, связанных с использованием недр, при наличии соответствующей лицензии о недропользовании;
- для сноса и реконструкции аварийного дома;
- Земли изымаются независимо от права собственности и условий их использования;
- При реквизировании земли для строительства объектов федерального или муниципального значения, планируемый проект должен быть отражен в документах о территориальном развитии двух и более субъектов Российской Федерации.
Решение об изъятии принимается в течение 3 лет с момента утверждения проекта о строительстве объектов федерального или муниципального значения в соответствии с государственной политикой развития территорий.
Скачать действующую редакцию Земельного кодекса РФ
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 136-ФЗ от 25.10.2001 “Земельный кодекс Российской Федерации” рекомендуется скачать текст законодательства с актуальными изменениями по ссылке.