Содержание
Животный мир — это достояние всех народов Российской Федерации, существенная часть окружающей среды, биологической и экологической системы, значительный элемент биосферы, возобновляемый природный ресурс, который используется людьми для удовлетворения материальных и духовных потребностей в разумной степени.
Общие положения закона о животном мире
Федеральный закон № 52-ФЗ “О животном мире” был принят Государственной Думой 22 марта 1995 года и подписан президентом Российской Федерации, после чего вступил в силу 24 апреля 1995 года.
Целью настоящего законодательства является регулирование отношений, связанных с использованием животного мира и его охраной для сохранения его разнообразия, устойчивого и динамичного развития, для обеспечения стабильности генофонда и защиты его как ключевой составляющей окружающей среды и экологии.
ФЗ-52 состоит из 61 статьи и 10 глав, предусматривающих следующие аспекты:
- Глава 1 определяет цели законодательства, его правовую базу, а также полномочия граждан и властей в области охраны животного мира;
- Глава 2 предусматривает особенности государственного управления в сфере защиты и использования объектов фауны;
- Глава 3 устанавливает порядок осуществления охраны животного мира и среды обитания его представителей;
- Глава 4 описывает права и статус лиц, которые уполномочены выполнять функции по охране фауны;
- Глава 5 определяет правила и лимиты использования ресурсов животного мира;
- Глава 6 устанавливает права и порядки традиционных методов охраны и потребления средств фауны;
- Глава 7 предусматривает особенности финансирования проектов по осуществлению охраны и рационального использования объектов животного мира;
- Глава 8 определяет виды ответственности и меры наказания за нарушение положений настоящего законодательства;
- Глава 9 согласует установки закона о животном мире с порядками международных договоров;
- Глава 10 содержит заключительные положения законодательства о вступлении его в силу.
ФЗ №61 с последними изменениями. Подробности тут:
Федеральным законом об охране животного мира и среды обитания его объектов предусматриваются следующие способы его использования:
- рыболовство;
- охота;
- научное, культурно-просветительское, воспитательное и эстетическое исследование и изучение;
- извлечение пользы от жизнедеятельности определённых представителей фауны, такие как почвообразование, опыление, биофильтрация и другие.
Читайте также 135 ФЗ защите конкуренции здесь:
Использование объектов животного мира с целью извлечения выгоды от их жизнедеятельности осуществляется с изъятием их из среды обитания и без таковой. Органами государственной власти российской Федерации, уполномоченными в сфере контролирования и защиты окружающей среды, устанавливается перечень представителей фауны, которых позволительно извлекать из их среды обитания и которых нет.
Полезная информация о референдуме в РФ здесь:
Изменения, внесенные в 52 ФЗ
В ходе последних изменений ФЗ-52, состоявшихся 3 июля 2016 года, были внесены поправки во второй абзац 32 статьи. Данное положение обязывает граждан и юридических лиц предоставлять документы, подтверждающие право на ношение огнестрельного оружия, на ряду с разрешением на охоту в охраняемых территориях (ФЗ №33 смотрите здесь:).
Статья 4 Федерального закона о животном мире устанавливает право госсобственности на представителей животного мира. Данная статья состоит из следующих ключевых положений:
- Вся фауна на территории Российской Федерации принадлежит государству по праву собственности;
- Государству принадлежат суверенные права на представителей фауны исключительно в его границах, в которых оно осуществляют свою юрисдикцию;
- Владение, использование и распоряжение животным миром совместно производится Российской Федерацией и её субъектами;
- Настоящий закон позволяет применять гражданское право об имуществе касательно продажи, залога и других сделок с животными;
- Представители фауны, которые были извлечены из своей среды обитания должным образом, могут принадлежать по праву собственности частным лицам, муниципалитету и государству.
Статья 22 ФЗ-52 предусматривает следующий порядок сохранения среды обитания объектов фауны:
- Любые виды деятельности, которые влияют на среду обитания животного мира, размножение, нагул и миграцию обитателей фауны, должны производиться в соответствии с требованиями охраны окружающей среды и не приносить ей вреда.
- В обязательном порядке должны проводиться мероприятия по защите среды обитания представителей фауны при осуществлении следующих действий:
- строительство населённых пунктов, заводов и других сооружений;
- внедрение новых технологий и другие виды совершенствования промышленных процессов;
- ввод неосвоенных земель в сельскохозяйственный оборот;
- мелиорация земельных участков;
- использование лесов;
- осуществление геологических работ;
- добыча полезных ископаемых;
- организация рекреационных и туристических мест;
- При постройке сложных технических сооружений как плотины и гидроэлектростанции, а также при прокладке путей снабжения как шоссейные и железнодорожные магистрали, трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и другие инженерные конструкции, должны разрабатываться и внедряться проекты по сохранению миграционных путей животных, а также мест их скопления, размножения и зимовки;
- Для охраны видов, которые находятся на грани исчезновения, выделяются особые охраняемые территории в местах их обитания и запрещаются отдельные виды деятельности, которые нарушают жизненные циклы редких представителей фауны;
- При установлении специальных защитных территорий, на которых запрещается или ограничивается хозяйственная деятельность, их владельцам, пользователям или арендаторам компенсируются потери согласно законам Российской Федерации и её субъектов.
Статья 31 предусматривает следующие права лиц, которые специально уполномочены осуществлять охранные, надзорные и регулирующие действия по использованию представителей животного мира:
- требовать документы на право находиться на территориях охраняемых заповедников или акваторий, а также документы, разрешающие носить огнестрельное оружие, если таковое имеется;
- привлекать к ответственности за административные нарушения;
осматривать вещи, осуществлять личный досмотр, а также останавливать и проводить досмотр транспорта и оружия, включая как огнестрельное, так и другие орудия добычи. Также сотрудники заповедников могут осматривать добытых представителей животного мира и добытой с них продукции как при их транспортировке, так и на местах хранения и переработки; - производить изъятие незаконно добытой продукции и объектов фауны, оружия и орудий добычи, транспорта и документов при оформлении соответствующего протокола;
- осуществлять хранение и ношение специальных средств обороны и служебного оружия;
- применять при выполнении обязанностей в допустимой норме физическую силу и оружие;
- покупать и использовать огнестрельное оружие, а также утилизировать в качестве служебного гражданское оружие и охотничьи ружья. Типы и модели допустимого оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации;
Любые формы воздействия на лиц, уполномоченных осуществлять охрану, надзор и регулирования промысла и использования представителей животного мира, которые мешают им выполнять служебные обязанности, влекут за собой меры ответственности в соответствии с законодательствами Российской Федерации.
Скачать закон о животном мире в последней редакции
Для ознакомления с положениями Федерального закона № 52-ФЗ от 24.04.1995 “О животном мире” в актуальной редакции рекомендуется скачать документ по ссылке.