ФЗ 52 «О животном мире» с последними изменениями

Животный мир — это достояние всех народов Российской Федерации, существенная часть окружающей среды, биологической и экологической системы, значительный элемент биосферы, возобновляемый природный ресурс, который используется людьми для удовлетворения материальных и духовных потребностей в разумной степени.

Общие положения закона о животном мире

Федеральный закон № 52-ФЗ “О животном мире” был принят Государственной Думой 22 марта 1995 года и подписан президентом Российской Федерации, после чего вступил в силу 24 апреля 1995 года.

Целью настоящего законодательства является регулирование отношений, связанных с использованием животного мира и его охраной для сохранения его разнообразия, устойчивого и динамичного развития, для обеспечения стабильности генофонда и защиты его как ключевой составляющей окружающей среды и экологии.

ФЗ-52 состоит из 61 статьи и 10 глав, предусматривающих следующие аспекты:

  • Глава 1 определяет цели законодательства, его правовую базу, а также полномочия граждан и властей в области охраны животного мира;
  • Глава 2 предусматривает особенности государственного управления в сфере защиты и использования объектов фауны;
  • Глава 3 устанавливает порядок осуществления охраны животного мира и среды обитания его представителей;
  • Глава 4 описывает права и статус лиц, которые уполномочены выполнять функции по охране фауны;
  • Глава 5 определяет правила и лимиты использования ресурсов животного мира;
  • Глава 6 устанавливает права и порядки традиционных методов охраны и потребления средств фауны;
  • Глава 7 предусматривает особенности финансирования проектов по осуществлению охраны и рационального использования объектов животного мира;
  • Глава 8 определяет виды ответственности и меры наказания за нарушение положений настоящего законодательства;
  • Глава 9 согласует установки закона о животном мире с порядками международных договоров;
  • Глава 10 содержит заключительные положения законодательства о вступлении его в силу.

ФЗ №61 с последними изменениями. Подробности тут:

Федеральным законом об охране животного мира и среды обитания его объектов предусматриваются следующие способы его использования:

  • рыболовство;
  • охота;
  • научное, культурно-просветительское, воспитательное и эстетическое исследование и изучение;
  • извлечение пользы от жизнедеятельности определённых представителей фауны, такие как почвообразование, опыление, биофильтрация и другие.

Читайте также 135 ФЗ защите конкуренции здесь:

Использование объектов животного мира с целью извлечения выгоды от их жизнедеятельности осуществляется с изъятием их из среды обитания и без таковой. Органами государственной власти российской Федерации, уполномоченными в сфере контролирования и защиты окружающей среды, устанавливается перечень представителей фауны, которых позволительно извлекать из их среды обитания и которых нет.

Полезная информация о референдуме в РФ здесь:

Изменения, внесенные в 52 ФЗ

В ходе последних изменений ФЗ-52, состоявшихся 3 июля 2016 года, были внесены поправки во второй абзац 32 статьи. Данное положение обязывает граждан и юридических лиц предоставлять документы, подтверждающие право на ношение огнестрельного оружия, на ряду с разрешением на охоту в охраняемых территориях (ФЗ №33 смотрите здесь:).

Статья 4 Федерального закона о животном мире устанавливает право госсобственности на представителей животного мира. Данная статья состоит из следующих ключевых положений:

  • Вся фауна на территории Российской Федерации принадлежит государству по праву собственности;
  • Государству принадлежат суверенные права на представителей фауны исключительно в его границах, в которых оно осуществляют свою юрисдикцию;
  • Владение, использование и распоряжение животным миром совместно производится Российской Федерацией и её субъектами;
  • Настоящий закон позволяет применять гражданское право об имуществе касательно продажи, залога и других сделок с животными;
  • Представители фауны, которые были извлечены из своей среды обитания должным образом, могут принадлежать по праву собственности частным лицам, муниципалитету и государству.

Статья 22 ФЗ-52 предусматривает следующий порядок сохранения среды обитания объектов фауны:

  • Любые виды деятельности, которые влияют на среду обитания животного мира, размножение, нагул и миграцию обитателей фауны, должны производиться в соответствии с требованиями охраны окружающей среды и не приносить ей вреда.
  • В обязательном порядке должны проводиться мероприятия по защите среды обитания представителей фауны при осуществлении следующих действий:
    • строительство населённых пунктов, заводов и других сооружений;
    • внедрение новых технологий и другие виды совершенствования промышленных процессов;
    • ввод неосвоенных земель в сельскохозяйственный оборот;
    • мелиорация земельных участков;
    • использование лесов;
    • осуществление геологических работ;
    • добыча полезных ископаемых;
    • организация рекреационных и туристических мест;
  • При постройке сложных технических сооружений как плотины и гидроэлектростанции, а также при прокладке путей снабжения как шоссейные и железнодорожные магистрали, трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и другие инженерные конструкции, должны разрабатываться и внедряться проекты по сохранению миграционных путей животных, а также мест их скопления, размножения и зимовки;
  • Для охраны видов, которые находятся на грани исчезновения, выделяются особые охраняемые территории в местах их обитания и запрещаются отдельные виды деятельности, которые нарушают жизненные циклы редких представителей фауны;
  • При установлении специальных защитных территорий, на которых запрещается или ограничивается хозяйственная деятельность, их владельцам, пользователям или арендаторам компенсируются потери согласно законам Российской Федерации и её субъектов.

Статья 31 предусматривает следующие права лиц, которые специально уполномочены осуществлять охранные, надзорные и регулирующие действия по использованию представителей животного мира:

  • требовать документы на право находиться на территориях охраняемых заповедников или акваторий, а также документы, разрешающие носить огнестрельное оружие, если таковое имеется;
  • привлекать к ответственности за административные нарушения;
    осматривать вещи, осуществлять личный досмотр, а также останавливать и проводить досмотр транспорта и оружия, включая как огнестрельное, так и другие орудия добычи. Также сотрудники заповедников могут осматривать добытых представителей животного мира и добытой с них продукции как при их транспортировке, так и на местах хранения и переработки;
  • производить изъятие незаконно добытой продукции и объектов фауны, оружия и орудий добычи, транспорта и документов при оформлении соответствующего протокола;
  • осуществлять хранение и ношение специальных средств обороны и служебного оружия;
  • применять при выполнении обязанностей в допустимой норме физическую силу и оружие;
  • покупать и использовать огнестрельное оружие, а также утилизировать в качестве служебного гражданское оружие и охотничьи ружья. Типы и модели допустимого оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации;

Любые формы воздействия на лиц, уполномоченных осуществлять охрану, надзор и регулирования промысла и использования представителей животного мира, которые мешают им выполнять служебные обязанности, влекут за собой меры ответственности в соответствии с законодательствами Российской Федерации.

Скачать закон о животном мире в последней редакции

Для ознакомления с положениями Федерального закона № 52-ФЗ от 24.04.1995 “О животном мире” в актуальной редакции рекомендуется скачать документ по ссылке.

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (8 оценок, среднее: 3,63 из 5)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ