Содержание
Правовые аспекты деятельности граждан России, целью которой является создание архитектурного объекта на всех этапах данного процесса, включая проектирование, авторский надзор и реализацию, регулируются Федеральным законом номер 169.
Общие сведения
Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 N 169-ФЗ Государственная Дума одобрила 18.10.1995. Последний раз его текст редактировался в 2011 году. В координации с поправками были устранены некоторые погрешности в применяемых формулировках, также были добавлены актуальные положения, позволяющие модернизировать закон в синтезе с актуальными преобразованиями в жизни общества и государства.
Структуру ФЗ номер 169 можно разделить на восемь глав. Всего закон содержит 27 статей. Они определяют следующие положения:
- Регламент действия, целевых установок и ряда задач законодательного акта об архитектурной деятельности;
- Круг правовых директив и обязательств, установленных для физических и юридических лиц;
- Порядок реорганизации архитектурных объектов;
- Перечень привилегий и прав организаций, членами которых являются архитекторы и градостроители;
- Меры ответственности по закону за возможные нарушения в процессе ведения архитектурной деятельности;
- Этап актуализации ФЗ, его итоги.
Закон об архитектуре предписывает обеспечение шагов, принимаемых для возведения качественно спроектированных, экологически чистых и социально ориентированных объектов, которые будут служить для повышения уровня жизни граждан РФ. Он предполагает непрерывную эволюцию архитектурных идей и течений, а также охрану ее традиций.
Вам будет интересно также ознакомиться с основными положениями Федерального закона №141. подробнее об этом по ссылке:
Основные положения 169 ФЗ
Базовое содержание закона под номером 169 можно описать следующим образом:
- Задачи, преследуемые авторами законопроекта и государством, послужившие мотивом его принятия;
- Свод терминов, раскрывающих суть архитектурной деятельности;
- Основы права, в соответствии с которыми возводятся объекты зодчества;
- Соответствующая деятельность в исполнении физлиц и юрлиц иностранного подданства в пределах России;
- Правила для отечественных деятелей, ведущих проекты за границей.
Одним из ключевых положений закона об архитектуре является описание перечня обязанностей и полномочий должностных лиц, вовлеченных в регулирование данной сферы. Также важной задачей закона остается установление комплекса мер, направленных на развитие зодчества, сохранение исторически ценных объектов и монументов, входящих в культурное достояние государства. Выполнение обозначенных целей осуществляется на основе правовых аспектов, описывающих деятельность архитекторов. Градостроительная планировка определяется в качестве обязательного элемента для проектирования. Это условие не обязательно к соблюдению, если возводимый объект не влияет на целостность архитектурного облика данной местности и безопасность окружающих строений и коммуникаций.
Закон также затрагивает ряд вопросов, связанных с интернациональной совместной работой в области архитектуры, которая ведется на основе заключенных соглашений. Они предполагают равные возможности для деятельности российских и зарубежных работников тематической отрасли. В случае отсутствия необходимого договора подданному другого государства разрешается участвовать только в общих с отечественными архитекторами проектах. Этот момент был интегрирован в закон на основе редактуры от 2003 г. Равнозначные условия действуют для российских зодчих, работающих за границей.
Какие были внесены изменения?
Поправки в ФЗ № 169 были внесены 19.07.2011. Они затронули ряд статей закона, краткое описание которых приводится ниже:
Ст. 2
Изменен абзац четвертый, приводящий подробное рассмотрение понятия «архитектурный проект». Содержание статьи также описывает ряд других терминов.
Ст. 3
Изменен абзац 2 п. 3., оформляющий понятие «архитектурно-планировочного задания», которое:
- Выдается согласно представленной заявке от застройщика и документам, подтверждающими его имущественное право на участок застройки;
- В его содержание должны быть внесены обязательные положения градостроительной документации;
- Перечень требований, ограничивающих права застройщика, не может включаться в задание;
- Если содержание заявки противоречит законам и нормам строительства, задание не будет выдано. Заказчик вправе подать апелляцию в судебную инстанцию.
В отредактированном пункте 7 ст. 3 дается описание «архитектурного проекта». Особо подчеркивается, что его копия вместе с исполнительными документами должны быть переданы на хранение в ведомственные архитектурные и градостроительные органы, откуда в дальнейшем бумаги переносятся в государственный архив.
Ст. 13
Отредактирован абзац 3 п. 1. Сама статья посвящена положениям взаимодействий архитектора и юрлица при ведении совместной деятельности, а именно:
- Они обязаны соблюдать нормы законодательства РФ, нормативы градостроительства и экологии, требования задания и застройщика;
- Архитектору запрещено разглашать сведения о планах застройщика без его разрешения;
- Он не может представлять права застройщика при совершении юридических сделок, а также при других процессах (сдача и прием объекта, участие в конкурсах по архитектуре, тендерах или торгах подряда), если у него есть личная заинтересованность.
Скачать закон об архитектурной деятельности в РФ
Закон об архитектурной деятельности в действующей редакции сегодня является основным документом для регламента деятельности зодчих и градостроителей. Поскольку поправки в нем появлялись достаточно давно, вполне возможно, что в ближайшее время документ будет отредактирован снова. Рекомендуем скачать Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 N 169-ФЗ в актуальной версии здесь.