Аттестация рабочих мест по закону

Рабочие места должны соответствовать требованиям безопасности, не оказывать вредного воздействия на работников и не создавать рисков для их здоровья и жизни. Соответствие мест работы положениям об охране труда, а также соблюдение прав работников контролируется регулярными аттестационными проверками, которые осуществляются в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Суть закона об аттестации рабочих мест

Федеральный закон № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и спустя два дня, 25 декабря того же года, одобрен Советом Федерации. Законодательный документ был подписан президентом Российской Федерации и вступил в силу 28 декабря 2018 года.

С принятием настоящего законодательства аттестация рабочих мест была заменена специальной оценкой условий труда. До этого времени проверка рабочих мест на наличие вредных и опасных производственных факторов осуществлялась на основании части 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок проведения аттестации предусматривался Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011. Специальная оценка труда ранее расценивалась как основание для освобождения от уплаты дополнительных тарифов по страховым взносам. В спецоценку рабочих условий входили сходные с аттестацией положения, но осуществлялись данные проверки независимо друг от друга, в связи с чем и было принято решение об издании отдельного законодательства и замене аттестации на специальную оценку.

ФЗ-426 определяет правовую и организационную основу, устанавливающую порядок осуществления специальной проверки трудовых условий, в которую входит соблюдение работодателем своих обязанностей по обеспечению безопасных условий для работников и соблюдение их прав на рабочих постах, которые должны соответствовать нормативам охраны труда.

Законодательство о спецоценке трудовых условий состоит из 28 статей и 4 глав следующего содержания:

  • Глава 1 (ст. 1 — 7) регулирует общие положения закона, определяет область его действия, и предусматривает права и обязанности сторон отношений, связанных со специальной оценкой условий труда;
  • Глава 2 (ст. 8 — 18) устанавливает порядок проведения спецоценки рабочей обстановки, предусматривает необходимые мероприятия по исследованию и оценки вредного воздействия, его классификацию и необходимые действия при их обнаружении;
  • Глава 3 (ст. 19 — 24) определяет перечень организаций, которые вправе осуществлять спецпроверку, устанавливает их полномочия и порядок фиксации результатов экспертизы;
  • Глава 4 (ст. 25 — 28) устанавливает порядок проведения государственного надзора за соблюдением требований настоящего законодательства и особенности решения конфликтов.

Какие были внесены изменения?

Последняя редакция законодательства о спецоценке рабочих условий состоялась 1 мая 2016 года, при принятии закона о внесении поправок № 136-ФЗ.

В ходе последних изменений редакции подверглись следующие статьи и положения:

  • Пункт 2 части 2 статьи 4, предусматривающей обязанности работодателя по обеспечению безопасной рабочей среды, была дополнена положением, обязывающем работодателя проводить анализ предложений рабочих по улучшению условий труда и предпринимать соответствующие меры;
  • Статья 10, определяющая особенности идентификации вредных и опасных факторов на производстве, была дополнена частью 8, которая предусматривает следующие полномочия эксперта:
    • изучение документов, относящихся к технологическому процессу, эксплуатации оборудования, рабочей дисциплине и другие влияющие на трудовую безопасность регламентов, правил, уставов и постановлений;
    • осуществление обследования рабочих мест;
    • присутствие при выполнении работником своих обязанностей и наблюдение за ним;
    • другие предусмотренные действия, необходимые для идентификации вредного воздействия;
  • Статья 11, описывающая порядок декларирования результатов экспертизы была дополнена следующими положениями:
    • часть 1, предусматривающая особенности составления отчёта о местах, в которых не были обнаружены вредные факторы, была расширена условием, при котором такая процедура декларации сохраняется и для рабочих мест, где опасное воздействие обнаружено в допустимых для здоровья нормах;
    • часть 5, определяющая условия проведения внеплановой специальной оценки условий труда, была дополнена положением, в соответствии с которым внеочередная проверка осуществляется и при обнаружении несоответствия в рабочей и трудовой документации при проведении мероприятий по государственному надзору;
  • Статья 12, которая устанавливает особенности проведений исследований и измерений вредного воздействия, изменена в части 5, в соответствии с которой организации, осуществляющие спецоценку, самостоятельно определяют состав экспертной комиссии и методики измерений;
  • Статья 14, предусматривающая классификацию трудовых условий, изменена в части 7, в новой редакции устанавливающая возможность уполномоченного федерального органа, осуществляющего спецоценку, снижать класс и подкласс условий труда более чем на одну ступень в соответствии с приказом Министерства труда.
  • Статья 15, определяющая порядок обработки данных, полученных при проведении специальной оценки, была изменена в следующих частях:
    • часть 1, предусматривающая перечень информации, составляющей результаты исследования, была изложена в новой редакции в пункте 5, устанавливающим составления протокола об эффективности средств индивидуальной защиты;
    • введена часть 5.1, обязывающая работодателя в течение трёх дней после утверждения отчёта о проведении спецоценки уведомить соответствующую экспертную организацию о факте осуществления проверки;
  • Статья 17, описывающая порядок проведения внеплановой спецоценки трудовых условий, была подвергнута следующим изменениям:
    • изложена в новой редакции часть 2, согласно которой внеочередная спецпроверка осуществляется в течение 6 и 12 месяцев для определённых условий, указанных в части 1 той же статьи;
    • добавлена часть 3, в соответствии с которой при реорганизации предприятия, изменении личных сведений работодателя или изменений названий рабочего поста, которые не повлекли за собой основания для проведения спецпроверки, экспертная комиссия принимает решение об отмене указанного мероприятия;
    • введена часть 4, которая предусматривает в период после осуществления внеплановой проверки до утверждения соответствующего отчёта не изменять условия труда рабочего на его месте в части предоставления ему гарантий и компенсаций за негативное влияние производственных факторов на его здоровье;
  • Статья 18, предусматривающая работу федеральной системы учёта данных о проведении спецоценок, изменена в следующих положениях:
    • изложена в новой редакции часть 1, обязующая проверяющую организация направлять все сведения о проведении специальных оценок труда и их результатах в единую федеральную информационную систему;
    • часть 2 предусматривающая перечень данных, вносимых в отчёт о проверке, изменена в пункте 2, который описывает информацию о рабочем месте, подпунктом “д”, описывающим перечень параметров, которыми определяются вредные и опасные факторы, влияющие на работника;
    • введён подпункт “и”, который обязывает включать в отчёт о проведении спецоценки информацию о принятии соответствующего решения уполномоченным федеральным органом;
  • Статья 19, описывающая требования к организациям, осуществляющим специальную оценку трудовых условий, была изменена в пункте 2 части 1, который предусматривает наличие не менее пяти экспертов с соответствующей лицензией и работающих на основании трудового договора, а также не менее одного эксперта, обладающего высшим образованием в сфере гигиены, и санитарно-гигиенических лабораторных исследований:
  • Статья 27, содержащая переходные положения законодательства, была дополнена частью 7, обязывающая использовать при проведении исследований методики, которые утверждены Федеральным законом № 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений”.

Порядок проведения аттестации по закону

С 2014 года процедура аттестации рабочих на отсутствие негативного производственного влияния была заменена специальной оценкой условий труда.

Основные положения нового закона предусматривают следующую последовательность осуществления спецпроверки трудовой обстановки:

  • Организация мероприятия по оценке рабочих мест, эту задачу выполняет работодатель. Специальная аттестация проводится каждые пять лет или в случае выявления нарушений, а также изменений в производстве, повлекших наступление оснований для внеплановой оценки;
  • Образование проверочной комиссии из нечётного числа членов, одним из которых должен быть работодатель, организовавший спецоценку или его представитель. Комиссия перед началом работы разрабатывает график исследований и методику;
  • Проведение мероприятий по идентификации негативных и опасных производственных факторов, среди которых следующие действия:
    • изучение рабочей документации;
    • анализ рабочего места;
    • наблюдение за рабочим процессом;
    • другие мероприятия в соответствии с разработанной программой и в зависимости от специфики трудового процесса;
  • После полевых наблюдений и сбора необходимой информации и образцов, осуществляются лабораторные исследования;
  • Анализ полученных данных и присвоение одного из четырёх классов вредности трудовых условий: оптимальные, допустимые, вредные и опасные;
  • Подведение итогов оценивания:
    • оформление декларации о соответствии рабочей обстановки, если не обнаружено опасного воздействия на рабочих во время трудового процесса;
    • составления отчёта о специальной проверке, если были найдены вредные факторы.

Отчёт о проведении спецоценки подготавливается проверяющей организацией и должен содержать следующие сведения:

  • данные об организации, которая осуществляет проверку;
  • список рабочих мест, которые были обследованы, с указанием всех обнаруженных негативных факторов;
  • протокол проведения исследований и измерений опасного воздействия на рабочие места;
  • протокол об эффективности личных и общих защитных средств, используемых рабочими;
  • протокол комиссии о наличии препятствий для проведения отдельных исследований, при существовании таковых;
  • общее заключение об условиях работы;
  • список действия для улучшения существующей трудовой обстановки;
  • вывод эксперта проверяющей организации.

Работодатель в соответствии с законодательством обязан в течение тридцати календарных дней после утверждения отчёта о спецоценке ознакомить всех работников с его выводами и опубликовать их на своём официальном информационном ресурсе.

Скачать текст закона об аттестации рабочих мест

Для подробного ознакомления с порядком проведения аттестации рабочих мест, которая в настоящее время заменена процедурой спецоценки трудовой обстановки, рекомендуется изучить требования соответствующего Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 “О специальной оценке условий труда”, текст которого с последними изменениями можно скачать по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-426

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 3,57 из 5)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ