Содержание
Представить себе в наши дни ведение предпринимательской деятельности — в особенности в сфере розничной торговли, без использования кассового аппарата — невозможно. Данное устройство позволяет производить расчет и учет производимых операций. Первые модели-прототипы были выпущены более ста лет назад, став основой для появления современной контрольно-кассовой техники (в частности, онлайн касс).
Чек — это упрощенная форма договора купли-продажи. Выпущенный кассовым аппаратом, он является для покупателя бóльшей гарантией, нежели, к примеру, выписанный от руки товарный чек.
Общие положения закона
В настоящей статье речь пойдет о содержании закона о кассовой технике и изменениях, внесенных в него в последнее время, суть которых как раз и стала причиной появления таких обиходных названий как закон о новых кассовых аппаратах или об онлайн кассовых аппаратах, о введении онлайн касс, закон по кассам онлайн или закон об электронных кассах.
Законом об онлайн кассах в последнее время принято называть Федеральный закон N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», принятый Государственной Думой РФ в апреле и одобренный Советом Федерации РФ в мае 2003 года.
Структурно закон представлен десятью статьями. Закон N 54-ФЗ регламентирует порядок использования контрольно-кассовых аппаратов предпринимателями при обслуживании клиентов и другие значимые аспекты, которые мы рассмотрим, представив краткое содержание закона:
- Законодательство в части использования ККТ;
- Правила и особенности применения такой аппаратуры;
- Порядок ведения реестра контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей;
- Требования к контрольно-кассовой технике и информационным накопителям;
- Экспертиза ККТ и требования к экспертным организациям;
- Регистрация и снятие ККТ с регистрационного учета;
- Порядок и условия её применения;
- Разрешение на обработку фискальных данных и требования к получателю разрешения;
- Договор на обработку фискальных данных, обязанности оператора;
- Требования к чеку и бланку;
- Обязанности предпринимателей при расчете клиентов;
- Права и обязанности налоговой службы в рамках контроля за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ;
- Особенности действия 54-ФЗ на территории Крыма и г. Севастополь.
Условия и срок перехода на онлайн кассы
Поскольку для таких кардинальных изменений, как, в частности, переход на электронные онлайн кассы, нужно время (в первую очередь это касается сфер оказания услуг и розничной торговли), законодатель отложил вступление некоторых положений в силу.
Данная отсрочка была заложена в закон для приобретения или приведения к соответствию требованиям всей необходимой материально-технической базы.
Таким образом, до 1 июля 2018 года некоторые категории предпринимателей вправе не использовать новую контрольно-кассовую аппаратуру (онлайн кассы). К ним относятся:
- Индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения (кратко: ИП на ПСН);
- Юридические лица на едином налоге на временный доход (ЕНВД).
Также отсрочка по применению онлайн касс распространяется, согласно внесенным в ноябре 2017 года поправкам на организации, оказывающие услуги гражданам, и ИП с одним работником при условии использования бланков строгой отчетности для обслуживания клиентов.
У перечисленных предпринимателей в запасе срок до 1 июля 2019 года на переход на новую систему онлайн касс.
Полный перечень освобожденных от использования ККТ нового образца лиц можно найти в ст. 2 об особенностях использования кассовых аппаратов отдельными видами организаций и предпринимателей.
Какие были внесены изменения для потребителя?
За почти 15 лет своего существования, закон претерпел многократные изменения. Последние поправки датируются июлем 2016 года, отдельные положения которых должны вступить в силу в разное время.
Внесены были Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…»», который в свою очередь также был дополнен в ноябре 2017 года.
Некоторые изменения, внесенные в 2016 году, коснулись формулировок. Так, «платежные карты» были переименованы в «электронные средства платежа».
ФЗ-54 пополнился статьей 1.1, содержащей основные понятия, применяемые в законе:
- Бланк строгой отчетности и автоматизированная система для таких бланков;
- автоматическое устройство для расчетов;
- база фискальных данных, их обработка, оператор данных и его техсредства;
- фискальный признак: средства формирования и проверки; признаки документа, оператора, подтверждения, сообщения;
- заводской номер, изготовитель, кабинет контрольно-кассовой техники, кассовый чек, ключ фискального признака, мастер-ключ;
- контрольно-кассовая техника: модель, регистрация, перерегистрация и снятие с учета;
- пользователь, расчеты;
- фискальный документ, накопитель и его модель;
- реестры ККТ и фискальных накопителей;
- эксперт и экспертная организация.
Закон 54-ФЗ также был дополнен статьей 1.2, содержащей правила применения ККТ и обозначающей сферу применения контрольно-кассовой техники. Первое и основное правило заключается в обязанности организаций и предпринимателей применять контрольно-кассовую аппаратуру (в особенности те самые онлайн кассы) при осуществлении расчета с клиентами за исключением случаев, обозначенных в законе.
Статья 2 ФЗ-54 об особенностях применения ККТ была изложена в другой редакции. Именно в этой статье обозначены те категории предпринимателей и организаций, для которых условия применения кассовой техники отличны, т. е. нестандартны. К примеру, конкретизированы условия работы с выручкой для кредитных организаций, газетных киосков, столовых учебных заведений, церквей и др. религиозных организаций при проведении обрядов или реализации предметов культа, рынков и ярмарок, киосков с мороженным, мастерских, ремонтирующих обувь и изготавливающих ключи и т. д.
Сделано также исключение как по части требования обязательного подключения ККТ к сети Интернет (онлайн касса), так и в целом по части использования контрольно-кассовой техники для магазинов и предпринимателей, магазины и офисы которых находятся в большом отдалении от «цивилизации».
Чтобы ознакомиться со всеми правилами использования контрольно-кассовой техники и исключениями из этих самых правил, советуем скачать «закон об онлайн кассах» и самостоятельно ознакомиться с полным текстом ФЗ-54. Ссылка на скачивание тут.
Вернемся к внесенным изменениям. Статья 3 ФЗ-54 была изложена в новой редакции. Статья 3 прописывает порядок ведения:
- реестра контрольно-кассовой техники;
- реестра фискальных накопителей.
Для включения кассового аппарата в реестр, изготовитель должен представить в уполномоченный орган заявление о соответствии ККТ установленным требованиям, включив в него определенный перечень сведений:
- Наименование изготовителя, ИНН, модели ККТ и накопителей, которые прежде были внесены в реестр аналогичным образом;
- Сведения о возможности использования аппарата в автоматических устройствах для расчета, для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети «Интернет» (т.е. в качестве онлайн кассы) и в качестве автоматизированной системы для бланков строгой отчетности.
Также закон о ККТ ФЗ-54 был дополнен статьей 3.1 об экспертизе моделей кассовой техники и техсредств оператора фискальных данных. Сведения об уполномоченных экспертных организациях также заносятся в специальный реестр. Статья содержит порядок включения экспертной организации в реестр, требования к ведению экспертной деятельности, в частности к минимальному числу экспертов, величине чистых активов организации, обеспечению конфиденциальности данных и др., а также факторы, за которыми следует исключение из реестра. Также статья содержит требования к содержанию экспертного заключения.
Статья 4 закона ФЗ-54 о требованиях к ККТ также была изложена в другой редакции. Перечислим некоторые требования:
- кассовая техника должна иметь корпус, заводской номер, встроенные часы;
- осуществлять проверку контрольного числа при его вводе пользователем, обеспечивать прием информации о сумме расчета и др.
Закон ФЗ-54 был дополнен статьями:
- ст. 4.1, в которой обозначены также требования к накопителю;
- ст. 4.2 о порядке регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета контрольно-кассовой техники;
- ст. 4.3 о порядке и условиях применения ККТ;
- ст. 4.4. о разрешении на обработку фискальных данных;
- ст. 4.5 о требованиях к соискателю разрешения на обработку фискальных данных и оператору фискальных данных;
- ст. 4.6 о договоре на обработку фискальных данных;
- ст. 4.7 о требованиях к кассовому чеку и бланку строгой отчетности.
Что касается обязанностей организаций и предпринимателей, осуществляющих расчеты, регулирующая их статья 5 ФЗ-54 также была изложена в другой редакции. Так, пользователи должны:
- Регистрировать свою кассовую технику;
- Использовать только аппаратуру, соответствующую всем требованиям настоящего закона приобретя новую или усовершенствовав старую модель, если производитель предоставит такую техническую возможность;
- Выдавать или отправлять своим клиентам чеки или бланки;
- Обеспечивать сохранность накопителей, исключая возможность несанкционированного доступа;
- Предоставлять в налоговую службу по запросу требуемые документы и сведения, обеспечивать беспрепятственный доступ к ККТ и фискальному накопителю и соответствующей документации;
- Осуществлять замену расходных материалов и т.д.
Статья 7 о правах и обязанностях налоговых органов в процессе реализации надзорной функции также была переписана. К числу полномочий представителей налоговой службы относятся:
- Ведение мониторинга расчетов с применением ККТ, проверка использования кассовой техники, полноты учета выручки, деятельности операторов фискальных данных;
- проверка оформления и выдачи чеков и бланков клиентам и др. документов, подтверждающих факт расчета, в том числе путем приобретения и оплаты товаров, совершения платежей (так называемые контрольные закупки);
- Вынесение предписаний об устранении нарушений, взаимодействие с органами внутренних дел, а также ФСБ и др.
Банки обязаны предоставлять налоговому органу сведения о наличии счетов, остатках средств, выписки по операциям и др.
Перейдем к изменениям, введенным в ноябре 2017 года.
Появилось понятие «онлайн касса», связанное с требованием подключения ККТ к сети Интернет, вне зависимости от того, производятся расчеты в виде электронных платежей или наличными средствами. Вместо электронной контрольной ленты теперь используется накопитель, который выполняет функции шифрования, хранения и передачи данных оператору.
Фискальный накопитель подлежит замене раз в 13 или 36 мес. Срок в 36 месяцев для использования накопителя предоставляется предпринимателям, ведущим свою деятельность на основе упрощенной и патентной систем налогообложения, ЕНВД (единый налог на временный доход) и организаций, оказывающих услуги. По мере заполнения его памяти может быть заменен раньше установленного срока. Хранится после снятия с регистрации в течение 5 лет.
В чеке теперь напротив каждой товарной позиции должна указываться ставка НДС.
Интернет-магазины также обязаны использовать онлайн кассы нового образца, с той лишь разницей, что вместо распечатанного на бумаге чека или бланка, документ отправляется на электронную почту или мобильный телефон.
Санкции за нарушение положений закона ФЗ-54 прописаны в статье 14.5 КоАП РФ. Перечислим основные:
- Отсутствует онлайн касса: от 1/4 до 1/2 суммы расчета но не менее 10 тыс. руб. для ИП и от 3/4 от общей суммы проведенных операций, но не менее 30 тыс. руб. — для организаций.
- Повторное нарушение при отсутствии онлайн кассы может грозить приостановлением деятельности: до 90 суток для компаний и от года до 2-х лет — для ИП.
Скачать новый закон об онлайн кассах
Чтобы в полной мере ознакомиться со всеми изменениями закона об онлайн кассах, перечисленными и описанными вкратце выше, предлагаем скачать Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».