Содержание
Загрязнение окружающей среды в настоящее время является проблемой не только мегаполисов, но и небольших поселений. С развитием промышленности, производственных предприятий и даже сельского хозяйства возрастает угроза разрушения природных богатств. Данный фактор увеличивает риск экологической катастрофы.
Таким образом, возникает необходимость в действующем нормативном акте, направленном на защиту и охрану окружающей среды в Российской Федерации. С данной целью был издан и принят Федеральный закон № 7. Но что представляет собой данный документ? Какие нюансы подчиняются его регламенту? На каких иных нормативно-правовых актах основывается рассматриваемый закон? Вносились ли в его текст существенные поправки? Поговорим об этом в статье.
Что представляет собой закон?
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7 был вынесен на третье чтение и принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрение Федерационного совета изучаемый нормативный акт получил 26 декабря того же года. Президент Российской Федерации подписал рассматриваемый Федеральный закон 10 января 2002 года. В этот же день данный документ был впервые официально опубликован.
Также читайте ФЗ об экологической экспертизе в новой редакции. Подробности по ссылке:
Изучаемый нормативный акт регламентирует отношения, возникающие в сфере взаимодействия человека и природы. Также под регламент рассматриваемого Федерального закона попадают такие аспекты, как:
- Сохранение природных резервов для грядущих поколений;
- Защита прав и интересов граждан в сфере охраны окружающей среды;
- Обеспечение экологической безопасности.
Основной нормативно-правовой базой для настоящего закона является Конституция России. Последние изменения в Федеральный закон № 7 были внесены 29 июля 2017 года.
Структура и основная терминология 7 ФЗ
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит 16 глав (84 статьи) и обладает следующей структурой:
- Вводные (основные) положения ФЗ-7 (ст. 1-4.2);
- Управленческие основы в сфере охраны окружающей среды (ст. 5-10);
- Права и обязанности физических и юридических лиц в рамках изучаемого Федерального закона (ст. 11-13);
- Экономические аспекты (ст. 14-18.1);
- Нормирование в сфере защиты окружающей среды (ст. 19-31);
- Нюансы экспертной оценки состояния экологии (ст. 32-33);
- Требования по охране окружающей среды при ведении того или иного вида деятельности (ст. 34-56);
- Территории с критическим (бедственным) экологическим положением (ст. 57);
- Объекты, подлежащие особой охране (ст. 58-62);
- Государственный экологический мониторинг (ст. 63-63.2);
- Государственная экологическая ревизия (ст. 64-69.2);
- Научные исследования (ст. 70);
- Нормативы формирования культуры в сфере экологии (ст. 71-74);
- Меры ответственности за нарушения регламента изучаемого Федерального закона (ст. 75-81.2);
- Международные отношения в сфере окружающей среды (ст. 81-82);
- Заключительные положения изучаемого закона (ст. 83-83).
К основным понятиям, используемым в изучаемом Федеральном законе, относятся следующие термины:
- Окружающая среда — совокупность природы и созданных человеком объектов;
- Антропогенный объект — объект, созданный человеком;
- Природный ландшафт — территория, не подвергнутая антропогенным изменениям;
- Качество окружающей среды — состояние, рассчитывающееся от негативного до удовлетворительного;
- Использование природных ресурсов — вовлечение таковых в хозяйственный оборот для частных и общественных нужд;
- Загрязняющее вещество — сточные воды, а также твёрдые или жидкие отходы производства, загрязняющие природу;
- Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — нормы человеческого воздействия на природные и рукотворные ресурсы, нарушать которые запрещается текущим Федеральным законом;
- Государственный экологический мониторинг — комплекс наблюдений и научных исследований в области охраны и защиты экологии Российской Федерации;
- Экологический аудит — независимая оценка состояния окружающей среды, подкрепляемая соответствующим документальным отчётом;
- Экологический риск — вероятность экологической катастрофы.
Полный список терминологии ФЗ-7 доступен в актуальном тексте статьи 1 изучаемого нормативного акта.
Последние поправки
Каждый Федеральный закон, принятый на территории Российской Федерации, проходит регулярную процедуру актуализации посредством внесения поправок. Данная процедура необходима для поддержки легитимности нормативного акта в интенсивно меняющейся политической обстановке современного государства.
Последние изменения в Федеральный закон № 7 были внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» № 280-ФЗ. Статьей 4 представленного выше нормативного акта привнесены следующие изменения в закон об окружающей среде:
- Статья 62.1 дополнилась пунктом 4 и 5. В пункте 4 раскрываются приоритетные позиции на лесопарковых территориях:
- Охрана природных комплексов;
- Организация научно-исследовательских мероприятий;
- Развитие туризма;
- Ведение просветительской деятельности;
- В пункте 5 ст. 62 указывается, что если в лесопарковую зону включаются территориальные участки с более строгим режимом, таковой сохраняется;
- Статья 62.4 дополнилась следующими пунктами:
- 4.1, утверждающим порядок проведения на лесопарковых территориях санитарных мероприятий;
- 7, устанавливающим, что если использование земельного участка, находящегося в пределах лесопарковой полосы, противоречит его изначальному назначению, данная территория исключается из охраняемой зоны (в случае, если права на земельный участок приобретены до 1 января 2016 года.
Важные статьи
При изучении Федерального закона № 7 необходимо обратить особое внимание на содержание следующих статей:
- Ст. 12 — Раскрывает обязанности и полномочия некоммерческих организаций и общественных объединений в рассматриваемой настоящим Федеральным законом сфере;
- Ст. 16 — Устанавливает нормативы материальной компенсации за вред, нанесённый окружающей среде. Внесение рассматриваемых выплат производится в случае загрязнения твёрдыми, жидкими или газообразными отходами воздушного, водного или земельного пространства Российской Федерации;
- Ст. 67 — Определяет нормативы производственного контроля. В частности разрабатывается особая программа, одним из условий которой является произведение подробной инвентаризации утилизированных или захороненных отходов.
Важно отметить, что статья 14 рассматриваемого Федерального закона, относившаяся к экономическому урегулированию экологических проблем современной России, утратила силу с 1 января 2015 года.
Действующая редакция ФЗ 7
В целях боле подробного изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 рекомендуется ознакомиться с его актуальным текстом. Текст ФЗ 7 с последними поправками, актуальными на период ноября 2017 года, доступен по следующей ссылке: