В законодательстве России «транспортная безопасность» подразумевает проведение мер по предупреждению, выявлению и пресечению различных угроз (в особенности террористических). Система этих мер направлена на защиту жизни и здоровья граждан, соблюдение интересов организаций и государства в области транспорта.

Все аспекты их разработки и реализации заключены в законе Минтранса 16 ФЗ.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О транспортной безопасности» N 16 ФЗ был принят в январе и одобрен в феврале 2007 года. Закон включает в себя 13 статей. Представим краткое содержание закона, обозначив тезисно основные предметы регулирования:

  • Цели, задачи, принципы обеспечения транспортной безопасности;
  • Оценка уязвимости инфраструктуры и транспорта;
  • Классификация ТС и объектов инфраструктуры;
  • Уровни безопасности;
  • Требования по обеспечению транспортной безопасности, планирование и реализация соответствующих мер. Возможные ограничения;
  • Информационное обеспечение;
  • Государственный надзор;
  • Нормативно-правовое регулирование: права и обязанности перевозчиков и субъектов инфраструктуры;
  • Подготовка, аттестация и аккредитация субъектов, обеспечивающих безопасность;
  • Досмотр;
  • Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и ТС от незаконного вмешательства.

Тезисная структура закона раскрывает его основные задачи. В свою очередь цели ФЗ 16 сводятся к устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, защите интересов гражданина, общества и государства в транспортной сфере в соответствии с принципами законности, соблюдения баланса интересов всех участников и их взаимной ответственности, взаимодействия субъектов инфраструктуры и государства, интеграции в международные системы безопасности (статьи 2 и 3 ФЗ 16).

Последние изменения, вошедшие на настоящий момент в силу, вносились в закон в июле 2016 года. 29 декабря 2017 вышел Федеральный закон N 442 «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого вступят в силу к концу 2018 года. Ниже рассмотрим подробно, каких статей закона о транспортной безопасности коснулись правки.

Основные положения 16 ФЗ

Под действие закона попадают транспортные средства, предназначенные для транспортировки людей, багажа, груза, животных, оборудования и пр.:

  • Автотранспорт, предназначенный для регулярных перевозок пассажиров — автобусы, троллейбусы;
  • Специальный автотранспорт, предназначенный для перевозки опасных грузов;
  • Воздушные и морские суда;
  • Наземный электротранспорт;
  • Поезда.

К субъектам транспортной инфраструктуры относят: авто- и железнодорожные станции и вокзалы, метрополитены, аэропорты и аэродромы, тоннели, эстакады и мосты, морские порты,  участки автодорог, железнодорожных путей, посадочные вертолетные площадки, а также здания, сооружения и оборудование, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса.

Закон возлагает обязательство по обеспечению безопасности таких субъектов как аэропорты, ж/д вокзалы, метрополитены и т.д. на их администрацию. За безопасность при транспортировке людей и грузов отвечает, в свою очередь, перевозчик.

Меры и требования по обеспечению транспортной безопасности разрабатывает Правительство России, опираясь на опыт и рекомендации Минтранса, ФСБ и МВД.

В этих целях служба безопасности субъектов инфраструктуры вправе проводить досмотр граждан, багажа или транспорта (в том числе дополнительный и повторный), наблюдение и собеседования с лицами, вызвавшими подозрение и теми, на кого поступила информация об угрозе.

При проведении досмотра применяют рентген-установки, металлодетекторы и другие устройства, с помощью которых можно обнаружить оружие, взрывчатые вещества и другие предметы и вещества, перемещение которых запрещено или ограничено на территории субъектов транспортной инфраструктуры. Отказавшийся от досмотра гражданин не должен быть допущен на территорию транспортной безопасности, а если этим лицом является пассажир — договор о перевозке с ним может быть расторгнут в одностороннем порядке.

В число основных требований к ответственным за безопасность лицам входят:

  • Проведение оценки уязвимости объектов инфраструктуры и транспортных средств, т.е. оценка вероятности незаконного вмешательства;
  • Разработку плана обеспечения безопасности и его реализацию;
  • Выполнение специальных требований к инфраструктуре и транспорту с учетом соответствующих им уровней безопасности (для всех категорий разработаны отдельные нормативные акты);
  • Выполнение постановлений и предписаний должностных лиц об устранении нарушений;
  • Незамедлительное оповещение компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности (территориальных отделений Минтранса, ФСБ, МВД) об угрозах или совершении актов незаконного вмешательства;
  • Оказание содействия в выявлении, предупреждении и пресечении попыток незаконного вмешательства, ликвидации последствий, установлении причин и обстоятельств совершения атак;
  • Соблюдение существующих ограничений при приеме на работу в службу безопасности субъекта инфраструктуры, непосредственно связанную с обеспечением безопасности (досмотром, наблюдением и пр.)

За невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности перевозчики несут ответственность в соответствии с законодательством России:

  • Неисполнение требований по обеспечению безопасности (ст. 11.15Д КоАП РФ), непредставление информации об угрозах совершения актов незаконного вмешательства (ст. 19.7.5 КоАП РФ), влекут наложение административного штрафа. Повторные нарушения могут грозить перевозчику прекращением деятельности;
  • Если нарушения повлекли по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью человека либо гибель людей, виновнику грозит уголовная ответственность в соответствии со ст. 263.1 УК РФ (максимальное наказание — 7 лет заключения).

Какие были внесены изменения в закон о транспортной безопасности?

29 декабря 2017 был принят Федеральный закон N 442 «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступление положений закона в силу отложено до 30 декабря 2018 года.

Закон устанавливает правовые условия функционирования внеуличного транспорта и основы организации транспортного обслуживания населения России таким транспортом. Внеуличный транспорт — это комплекс, включающий в себя как подвижной состав, так и объекты инфраструктуры, и обеспечивающий перевозку пассажиров и ручной клади. К внеуличному транспорту отнесены метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесные канатные дороги и фуникулеры.

Поправки, вносимые этим законом в рассматриваемый нами ФЗ-16, коснутся только формулировок, используемых в пункте 5 статьи 1:

пункт 5) объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя:

а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции (вместо «железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции»);

б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации (вместо «метрополитены»).

Рассмотрим также отдельные статьи закона, которых поправки пока не коснулись:

Статья 8 ФЗ о транспортной безопасности прописывает обязательность исполнения всеми субъектами требований, установленных для:

  • Отдельных видов транспорта;
  • Различных категорий объектов инфраструктуры (в том числе на этапе их проектирования и строительства);
  • Объектов (зданий, строений, сооружений), не входящих в состав транспортной инфраструктуры, но расположенных на прилегающих территориях;
  • Граждан, при нахождении на территории объектов инфраструктуры или в транспорте.

В статье 10 ФЗ 16 прописано, что работы, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности, не вправе осуществлять лица:

  • Имеющие непогашенную судимость;
  • Страдающие психическими заболеваниями, алкогольной или наркотической зависимостью;
  • Уволенные прежде со службы за грубые дисциплинарные нарушения;
  • Сообщившие ложные сведения при приеме на работу;
  • Без спецподготовки и не прошедшие аттестацию;
  • Лица, в отношении которых есть информация или подозрение о причастности к экстремистской деятельности.

Перечень таких работ, а также порядок проверки перечисленных сведений устанавливаются Правительством России.

Комментарии и разъяснения

Часто для полного понимания всех аспектов закона, необходимы дополнительные комментарии и разъяснения, написанные грамотными и опытными юристами. Однако следует понимать, что сами по себе комментарии не являются нормативно-правовыми актами и не имеют юридической силы, а, значит, на них нельзя ссылаться в случае каких-либо разбирательств.

Рассмотренный нами закон, несмотря на свой небольшой объем, достаточно сложен в восприятии. Он содержит множество ссылок на другие акты, в особенности постановления правительства.

Предлагаем скачать комментарии к ФЗ-16 о транспортной безопасности в последней редакции, чтобы скорее и проще сориентироваться в положениях настоящего закона.

Скачать последнюю редакцию 16 ФЗ

Система транспортной безопасности направлена на защиту жизни и здоровья населения, охрану объектов инфраструктуры, транспортных средств и перевозимых ими грузов. Сегодня понятие транспортной безопасности преимущественно трактуется как предупреждение террористических атак. Это объясняется значительным ростом террористической угрозы по всему миру и степенью опасности непосредственно для транспортного комплекса.

Все нюансы проведения мер по предупреждению, выявлению и пресечению угроз заключены в рассмотренном нами законе. Для детального изучения его положений, предлагаем скачать Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Похожее
ПОДЕЛИТЬСЯ