Федеральный закон 256 о безопасности ТЭК актуален для собственников, которым принадлежат настоящие категории комплексов. Настоящий закон регулирует правоотношения в описанной сфере и регламентирует процессы улучшения безопасности ТЭК. В нем оформлены полномочия не только сотрудников комплексов, но и должностных лиц, осуществляющих проверку исполнения положений законодательства РФ.
Описание 256 ФЗ
Федеральный закон о безопасности ТЭК был принят Государственной Думой 6 июля 2011 года, а одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года. Последние изменения в него были внесены 6 июля 2016 года. ФЗ 256 содержит 18 статей и 1 приложение. Этот закон регламентирует процессы и правовые основы в деятельности по мерам безопасности топливно-энергетических комплексов для предотвращения стороннего вмешательства. Также закон регулирует и контролирует полномочия органов по контролю над настоящей сферой и определяет права и обязанности лиц, имеющих в собственности ТЭК. Закон не распространяется на атомные станции.
Читайте также: ФЗ 16 в новой редакции. Подробности здесь:
Краткое содержание Федерального закона номер 256 о безопасности объектов топливно-энергетических комплексов:
- 1 ст. – описана сфера, на которую влияет настоящий закон;
- 2 ст. – дан список понятий и терминов и их определения, используемые в законе;
- 3 ст. – перечислены и описаны цели и задачи, по которым ориентируются сотрудники для соблюдения мер по защите комплексов;
- 4 ст. – оформлены основные принципы и нюансы осуществления деятельности и мер безопасности на ТЭК;
- 5 ст. – описаны способы и процессы разделения топливно-энергетических комплексов и перечислены их основные виды и категории;
- 6 ст. – оформлен процесс обеспечения безопасности и повышения эффективности защиты в описываемой области;
- 7 ст. – перечислены и описаны требования и условия для обеспечения безопасности ТЭК и меры предосторожности против террористических актов;
- 8 ст. – предоставлена форма паспорта безопасности комплекса, описан процесс его получения;
- 9 ст. – оформлены устройства, механизмы и программы для физической защиты ТЭК;
- 10 ст. – перечислены и описаны условия и требования к работникам ТЭК для обеспечения должной защиты собственной жизни и здоровья и имущества, находящего на работе;
- 11 ст. – оформлены сведения о процессах и способах обеспечения защиты и безопасности информационных систем комплексов;
- 12 ст. – дан список с пояснениями прав и обязанностей субъектов, находящихся на территории топливно-энергетических комплексов;
- 13 ст. – оформлена ответственность за нарушения условий, требований и положений настоящего закона;
- 14 ст. – оформлена ответственность за совершение акта незаконного вмешательства или вторжения на территорию ТЭК, за причинение вреда имуществу или комплексу;
- 15 ст. – страхование по желанию владельца ТЭК или обязательное страхование комплекса, жизни работников и имущества;
- 16 ст. – экономическая составляющая мер безопасности для защиты комплекса, бюджет и финансирование;
- 17 ст. – особенности и нюансы мер по защите специального оборудования, такого как газоснабжение и линейные объекты;
- 18 ст. – дата и процесс вступления в силу описываемого закона.
В приложении к закону представлена форма паспорта безопасности объекта ТЭК, который обязательно должен оформить и зарегистрировать собственник зданий.
Читайте здесь об основных положениях Федерального закона №116.
Федеральный закон 256 делит комплексы топливно-энергетической деятельности на следующие категории:
- Отдельно оформляются виды ТЭК по уровню важности для систем жизнеобеспечения и инфраструктуры;
- Категория комплексов по уровню уязвимости;
- ТЭК, на территории которых находятся критические элементы и участки, потенциально нуждающиеся в повышенном внимании сотрудников безопасности;
- Категория комплексов с рассчитанными последствиями после аварии в социальной сфере и области экономики.
Кроме перечисленных категорий, лица, занимающиеся безопасностью описанных объектов, делят их на критерии оценки. Существуют критерии низкой, средней и высокой опасности. К каждому комплексу определенного критерия применяются соответствующие меры безопасности и защиты.
Последние изменения
Последние изменения в закон о безопасности ТЭК были внесены 6 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 374.
Изменения произошли в статье 3, части 2, пункте 7 и в статье 6, части 4. В этих статьях оформлены списки целей, задач и деятельности, по обеспечению защиты ТЭК. В списках оформлена информация, что контроль и надзор за работой сотрудников, исполнением обязательств, исполнением условий и требований закона происходит на федеральном уровне.
В статье 6, части 3, статье 9, части 4, статье 10 и статье 12, части 1 была изменена формулировка фразы «внутренних дел». Согласно изменениям, полномочиями обладают теперь не органы внутренних дел, а органы вневедомственной охраны.
Изменения произошли и в приложении закона. В нем исполнением обязательств начиная с даты принятия поправок, то есть с 6 июля 2016 года, занимаются не органы внутренних дел, а военнослужащие, относящиеся к нац. гвардии России.
Скачать текст закона о безопасности объектов ТЭК
Топливно-энергетические комплексы обладают повышенными рисками аварийных ситуаций, поэтому необходим четкий контроль соблюдения мер безопасности. Владельцы и собственники такого вида объектов обязаны защищать жизнь и здоровье сотрудников, повышать эффективность защиты имущества и самих объектов. По этим причинам был принят соответствующий закон. Для лучшего понимания систем безопасности и полномочий проверяющих рекомендуется ознакомиться с текстом настоящего закона.
Скачать Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» можно по ссылке.