Закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Современное российское законодательство определяет выборы депутатов в Государственную Думу как процедуру назначения 450 выборных лиц, проводимую каждые пять лет. Избранные гражданами представители политических партий (ФЗ здесь:) распределяют между собой названное количество мандатов. Минимальный проходной барьер установлен на значении в 5% избирательских голосов. Последние выборы в Госдуму состоялись в сентябре 2016-го. Следующее голосование пройдет в 2021 году. На данный момент регламент выборного процесса определяется Федеральным законом № 20.

Общие положения закона о выборах депутатов Государственной Думы

ФЗ о выборах депутатов был принят Госдумой и одобрен Совфедом России в 2014 году (14 и 19 февраля соответственно). Последняя утвержденная редакция закона с поправками была выпущена 18 июня 2017 года. Также 5 февраля 2018 года президент Путин подписал указ о внесении изменений в статью 35 ФЗ о Госдуме, однако на текущий момент документ еще не начал действовать как нормативно-правовой акт. Базовые тезисы 20 ФЗ гласят о том, что процесс избрания депутатов в Государственную Думу характеризуется как свободный и открытый. Каждый гражданин РФ имеет конституционное право участвовать или не участвовать в выборах, если таковой является его воля. Структуру закона составляют четырнадцать глав и 104 статьи.

Актуальную информацию по внесенным изменениям в ФЗ 69 можно узнать тут:

Краткое изложение содержания глав 20 ФЗ:

  • Глава номер 1 – оформляет свод ключевых принципов касательно устроения депутатских выборов в России. Даны главные сведения о законодательстве и применяемых в нем терминах. Описывается характер избирательной системы, утвержденной Конституцией страны. Упомянуты правовые основы для кандидатского выдвижения. В ст. 8 главы обозначена важность гласности как демократического постулата на всех этапах выборов, включая подготовительный. Статьи 9 и 10 оформляют законодательную базу для агитации, используемой в выборном процессе, и выделения необходимых средств на финансирование выборов. В одиннадцатой главе оговаривается возможность участия в выборах лиц, которые не относятся к числу граждан РФ;
  • Вторая глава 20 ФЗ регулирует положения об избирательных участках и округах. Также представлена информация о регистрации и методе составления, на основе которых создаются избирательные списки;
  • В третьей главе закона о депутатских выборах содержится четырнадцать статей (ст. 19 – 32), это одна из самых больших глав 20 ФЗ. Акцент в данной части закона сделан на нормативы, с помощью которых формируются избирательные комиссии на участках, в округах и других территориальных единицах РФ. В статье 25 описывается организационный процесс функционирования избиркомов. Закон о выборах в Госдуму четко прописывает, что в случае выявления ситуаций, которые нарушают легитимность избирательного процесса, члены избирательных комиссий уполномочены подать заявление в органы по охране правопорядка и законности для проверки. Статьи 27 – 31 еще более подробно очерчивают круг полномочий для избиркомов, задействованных в выборах депутатов Государственной Думы. В ст. 32 приведено детальное описание политики максимальной открытости выборов, правом на которую может воспользоваться каждый избирком;
  • Глава 4 федерального закона 20 утверждает роль наблюдателей (в том числе иностранных) и представителей СМИ, задействованных в выборах в Госдуму РФ. Согласно статьям, международные наблюдатели имеют широкий круг полномочий, однако ЦИК России обладает правом отзыва аккредитации у последних, если те были замечены в нарушениях порядка и правовых нормативов выборов;
  • В пятой главе упомянут регламент, на основе которого политические партии участвуют в выборах членов Государственной Думы. Оформлены правила для предоставления названия и эмблемы партии. Статья 38 представляет собой развернутое описание законодательных норм для санкционированных представителей партий и ее филиалов, сосредоточенных в регионах.
  • Глава шестая актуального закона состоит из тринадцати статей. Ее основное содержание направлено на пристальное изучение на этапы, в течение которых кандидаты выдвигаются и регистрируются в федеральных списках выборов;
  • Глава под номером 7 приводит сведения о кандидатском статусе для участвующих в предвыборной гонке. Безоговорочно утверждается принцип равенства всех кандидатов (ст. 52). Статья 54 гарантирует прозрачность деятельности лиц, зарегистрированных в качестве кандидатов на должность депутатов Госдумы. Данная часть закона упоминает об ограничениях, которые накладываются на участников избирательного процесса в зависимости от их должности или положения по службе. Детально описана ситуация, связанная с выбыванием кандидата из электорального процесса или отзывом из федерального выборного списка;
  • В восьмую главу ФЗ 20 входят 13 частей. Она предназначена для ознакомления с процедурой агитации и информационным процессом, охватывающим избирательную аудиторию. Затрагиваются аспекты течения агитационного периода, обнародования результатов, порядок освещения выборного хода через СМИ (радио, телевидение и пр.). Подтверждается право кандидатов на дебаты. Описаны ограничительные моменты и условия, на основе которых могут распространяться агитационные материалы;
  • Девятая глава: финансовые вопросы проведения депутатских выборов в Госдуму России. Представлено описание законодательных норм деятельности избирательных фондов. Отображается порядок приема пожертвований и составления отчетов. Приведены полномочия служб по контролю и ревизии при избиркомах на выборах;
  • Глава 10 федерального закона 20 определению дополнительных аспектов на этапе голосования, таких как, организация помещений для волеизъявления, оформление бюллетеней и открепительных удостоверений. Названы условия для проведения голосования в досрочном порядке и/или вне территории специально предназначенного для него помещения (статьи 82, 83);
  • В одиннадцатой главе имеется 12 статей. Она содержит информацию о том, как устанавливаются итоги и определяются результаты выборного процесса. Включены правовые нормативы оформления протоколов избиркомов и подсчета голосов электората. Указана суть методики, с помощью которой идет распределение мандатов в соответствии с предписаниями закона о выборах. Описана процедура организации повторных выборов (статья 91). Подробно изображается законодательный процесс обнародования выборных итогов;
  • Глава № 12 – упомянуты моменты проведения дополнительных выборов и ситуация при замещении свободных мандатов;
  • Тринадцатая глава ФЗ 20 направлена на изучение способов подачи официального обжалования в случае, если в ходе выборов были нарушены права участвующих в них граждан. Внесены данные об ответственности, накладываемой за несоблюдение актуального закона. Оформлены ситуации, при которых итоги выборов отменяются. Описан правовой процесс аннулирования для кандидатских федеральных списков и мотивы отказа при регистрации желающих участвовать в выборах депутатов Госдумы;
  • 14 глава закона содержит свод заключительных и обобщающих сведений по выборам депутатов Госдумы.

Последние поправки

Как уже подчеркивалось выше, закон был подвергнут «свежей» редакции в феврале текущего года, однако данные поправки еще не вступили в силу. Поэтому официальной датой внесения последних изменений следует считать июнь 2017-го. В соответствии с N 505-ФЗ исправления были внесены в закон 18.06 и стали действительными 28.06 соответственно. В частности, был откорректирован 13-й пункт статьи под номером четыре. Новая версия запрещает кандидатам, участвующим в депутатских выборах, иметь счета и хранить средства в банковских учреждениях, находящихся за пределами российского государства. Статья определяет само понятие и предлог использования термина «иностранные финансовые инструменты».

Также вступил в силу отредактированный пункт под номером 22 статьи 27. Данная часть закона была изменена несущественно. Исправлена фраза о порядке и сроках хранения документации, задействованной в процессе прохождения выборов: из нее убрано словосочетание «осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере архивного дела».

Порядок выбора депутатов в Государственную Думу РФ по закону

20 Федеральный закон при внимательном изучении дает полное представление о том, как проходит процедура избрания народных депутатов в Госдуму. Процесс можно условно разделить на несколько ключевых этапов:

  • Этап создания избиркомов, участков для голосования, составление избирательных списков;
  • Процедура выдвижения кандидатов и их последующее регистрирование;
  • Агитационный и информационный процесс;
  • Голосование – ход и порядок;
  • Процессы подсчета голосов, подведение итогов выборов, этап по распределению мандатов.

В ст. 81 закона о депутатских выборах дается детальное описание того, что включает в себя порядок определения лиц, проходящих по депутатским мандатам в Государственную Думу. Указаны следующие моменты:

  1. Начало голосования приходится на 8 часов утра. Граждане имеют в распоряжении 12 часов, чтобы отдать свой голос за того или иного кандидата. Избирательные участки закрываются в 8 часов вечера. Допускается возможность изменения времени начала голосования в связи с особыми условиями той местности, где находятся участки;
  2. Информация о дате, месте и времени старта выборов должна быть донесена до избирательной аудитории за десять дней до начала голосования. Если выборы проводятся досрочно, то данный срок сокращается до пяти дней;
  3. Ящики, предназначенные для опускания бюллетеней, осматриваются членами избиркома. В случае отсутствия видимых нарушений они пломбируются;
  4. Списки избирателей и бюллетени поступают в распоряжения членов местного избиркома под личную ответственность и при предоставлении росписи. Участок объявляется открытым для голосования;
  5. Бюллетени для голосования по федеральному и одномандатному округам выдаются на руки пришедшему на участок избирателю при наличии паспорта или открепительного удостоверения. Выдача избирательного листа должна быть зафиксирована членами комиссии;
  6. Для того чтобы отдать свой голос, избиратель должен проставить знак в любой форме в соответствующей графе напротив имени кандидата. Присутствие посторонних лиц в кабине для голосования запрещено. Голосование за других лиц также запрещается законом. Если по какой-либо причине избиратель находится не в состоянии проголосовать самостоятельно (медицинские причины и пр.), процедуру заполнения бюллетеня после соответствующей отметки в списках избирателей поручают доверенному лицу;
  7. Если избиратель ненамеренно испортил бюллетень или допустил ошибку в голосовании, он может обратиться к члену избиркома с просьбой о выдаче нового. Испорченный бюллетень фиксируется в специальном списке и досрочно погашается;
  8. Заполненный бюллетень помещается в бокс для голосования либо в специальный конверт, если использование последнего принято ЦИК. Конверты подлежат запечатыванию и помещению в ящик для голосования;
  9. Порядок на избирательном участке является прямой ответственностью председателя избиркома;
  10. На этапе голосования и во время подсчета голосов допускается присутствие наблюдателей на избирательном участке. Аккредитованные лица должны носить опознавательные знаки, не содержащие атрибутику или символику кандидатов или любые другие запрещенные изображения;
  11. Нарушение процедуры выборов влечет немедленное удаление с избирательного участка.

Скачать текст 20 ФЗ в последней редакции

Закон о выборах депутатов в Государственную Думу актуален для огромного количества граждан России. Его основные постулаты важны для изучения всем, кто считает себя сознательно вовлеченным в современный социум. Поскольку текст закона является достаточно объемным, ознакомление с ним может занять много времени. Поэтому мы рекомендуем подробно прочитать его полную версию.

Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» доступен по ссылке.

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):