Содержание
Защита прав и свобод человека – основополагающая миссия судебной власти. Согласно принципу разделения властей, прописанному в статье 10 Конституции РФ, судебная система является обособленной и самостоятельной, в сфере своей ответственности, ветвью государственной власти в России наравне с законодательной и исполнительной, что обеспечивает равновесие и взаимное их сдерживание. Только при соблюдении условия независимости суда могут быть обеспечены конституционные права и свободы граждан.
Общие положения
Закон РФ N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» был принят 26 июня 1992 года. Структура закона состоит из 22 статей и семи приложений. Рассмотрим подробнее:
- Судьи как носители судебной власти, единство статуса;
- Требования к действующим судьям и кандидатам на должность;
- Медицинское освидетельствование претендентов;
- Отбор кандидатов;
- Порядок наделения полномочиями;
- Полномочия председателей судов и их заместителей; порядок отстранения от должности;
- Обязанности судей и их исполнение;
- Принятие присяги;
- Сведения о доходах, расходах, частной собственности и обязательствах имущественного характера судьи, супруга и детей (до 18 лет);
- Гарантии независимости;
- Недопустимость вмешательства;
- Срок действия полномочий;
- Несменяемость судьи;
- Дисциплинарная ответственность;
- Приостановление и прекращение полномочий, отставка;
- Неприкосновенность судьи;
- Материальное обеспечение;
- Меры соцзащиты судей и их семей;
- Дополнительное профессиональное образование;
- Квалификационная аттестация;
- Символы судебной власти;
- Действие трудового законодательства РФ в отношении судей.
Приложения 1-4, включавшие сведения о доходах и имуществе судей, претендентов на должность и членов их семей, на настоящий момент утратили свою законную силу (с 2015 г.).
Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее тут:
Приложения 5-7 включают следующие положения:
- О порядке сообщения информации о доходах, расходах и имуществе судей российским СМИ;
- О размере ежемесячных премий и окладов судей Конституционного Суда РФ в процентном соотношении к окладу его председателя (ФЗ тут:);
- О величине денежных премий и оклада судей различных квалификационных классов в %-ом соотношении к окладу председателя Верховного Суда РФ.
Статья 1 закона гласит, что судебная власть в России принадлежит только судьям (судам) и в некоторых случаях — привлекаемым к осуществлению правосудия гражданам (суд присяжных). Вторя Конституции России, закон в настоящей статье закрепляет следующие положения:
- Судебная власть является самостоятельной, действует независимо от ветвей исполнительной и законодательной власти;
- Судьи в своей работе подчиняются только положениям Конституции и никому не подотчетны;
- Их решения и указания имеют обязательный статус абсолютно для всех.
О судебной системе в РФ читайте подробнее тут:
В статье 2 закона говорится, что все судьи в России обладают единым статусом. Проще говоря, все они между собой равны по статусу вне зависимости от квалификационного класса. Существуют определенные особенности правового статуса отдельных категорий таких должностных лиц: судей военных судов, Конституционного Суда РФ (содержатся в соответствующих федеральных законах).
Вам будет интересно: ФЗ об адвокатуре в редакции 2018 года.
Права судей согласно закону 3132
Права, которые предоставляются судье по статусу, можно разделить на две категории: процессуальные, реализуемые в рамках профессиональной деятельности, и права в сфере материального и социального обеспечения.
Читайте также о ФЗ 326 здесь:
Гарантии независимости прописаны в статье 9 закона о правовом статусе судей. Независимость реализуется посредством:
- Предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия и запретом чьего бы то ни было вмешательства под угрозой ответственности;
- Установленного порядка приостановления и прекращения полномочий, правом на отставку;
- Неприкосновенностью. Рассмотрена в статье 16 закона о статусе судей в РФ и включает в себя неприкосновенность:
- Личности, персональных документов, переписки и иных форм общения;
- Жилой недвижимости и служебных помещений, личных и рабочих транспортных средств, имущества;
- Юридическую неприкосновенность (особый порядок привлечения к ответственности).
Судьи и их семьи состоят под особой защитой. Для обеспечения безопасности жизни и здоровья этих лиц, сохранности принадлежащего им имущества, органы внутренних дел обязаны предпринимать необходимые меры. Человек, обладающий таким статусом, имеет право на получение и ношение служебного огнестрельного оружия (ч. 2 статьи 9).
Осуществление мер по созданию условий, необходимых для беспрепятственной судебной деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также вопросы укомплектования кадрового состава, организационного и ресурсного обеспечения возложены на судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы в субъектах России (ч. 3 статьи 9 закона).
Федеральный закон 171 с последними изменениями на 2018 год читайте тут:
Ни один нормативный акт России или субъекта РФ не может снизить или «урезать» спектр предоставляемых судейскому сообществу гарантий независимости, мер правовой защиты и социального обеспечения, предусмотренные настоящим законом (ч. 4 ст. 9). Распространяются они на всех судей Российской Федерации вне зависимости от статуса, занимаемого лицом в иерархии судебной системы.
Главное в деятельности судьи – осуществление правосудия. Реализация этой функции – исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Всякое стороннее вмешательство в реализацию правосудия по закону наказуемо. Судья вправе не давать никаких комментариев по поводу рассмотренных или находящихся на рассмотрении дел (статья 10 настоящего закона).
Какие были внесены изменения?
Последние изменения в закон о судебной системе и о статусе судей внесены были 5 декабря 2017 года. Коснулись они абзаца второго пункта 2 статьи 9. В данной статье прописано право на ношение и хранение служебного оружия.
Оружие выдается по заявлению и в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об оружии» «территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны» (в прежней редакции: «органами внутренних дел»).
Рассмотрим подробнее положения отдельных статей закона, которых в последней редакции поправки не коснулись.
Статья 14 о прекращении полномочий. Возможные основания:
- Письменное заявление об отставке (ст. 15);
- Состояние здоровья, не позволяющее осуществлять полномочия;
- Переход на другую работу и иные причины (указываются в заявлении);
- Достижение предельного возраста для данной должности;
- Выход из гражданства РФ, получение вида на жительство или гражданства другой страны;
- Нарушение (совершенное в том числе членами семьи) запрета на открытие зарубежных счетов и хранение средств в иностранных банках;
- Деятельность, не совместимая с должностью;
- Переход на выборную должность (избрание президентом, депутатом, главой муниципального образования и др. — полный перечень содержится в подпункте 7.1. пункта 1 статьи 14);
- Объявление обвинительного приговора или решения о принудительном лечении судьи;
- Признание недееспособным, смерть;
- Отказ от перевода при реорганизации суда;
- Близкое родство или свойство (родственные связи супруга) с председателем суда;
- Совершение серьезного дисциплинарного нарушения.
Если обвинительный приговор или решение квалификационной коллегии о прекращении полномочий было отменено, судья может быть восстановлен в статусе.
Статья 15 об отставке. Под отставкой подразумевается не увольнение, а почетный уход с должности. При этом за ними пожизненно закрепляются статус и гарантия личной неприкосновенности. С уходом в отставку лицо остается участником судейского сообщества. По собственному желанию можно уйти в отставку в любом возрасте (не только к пенсии).
При уходе в отставку положена выплата выходного пособия, рассчитываемого исходя из ежемесячного вознаграждения по последней должности за каждый полный отработанный год (но размером не менее чем за 6 месяцев) и компенсация на покупку проездных билетов на все виды городского, пригородного и местного общественного транспорта. Если судья прежде уходил в отставку, при расчете выходного пособия учитывается только срок, прошедший с момента возобновления деятельности.
Пенсия судье, пребывающему в отставке, выплачивается на общих основаниях. Если стаж работы на данной должности превышает 20-летний срок, по выбору выплачивается пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание величиной от 80% актуальной заработной платы для соответствующей должности, которое увеличивается на 1% за каждый год стажа свыше 20 лет. В итоге должно составлять не более 85 процентов.
Отставной судья, достигший возраста 55 лет (50 — для женщин), если его стаж работы составляет менее 20 лет, получает ежемесячное пожизненное содержание, исчисляемое пропорционально количеству полных проработанных в данной должности лет.
Если находящийся в отставке судья имеет инвалидность, полученную вследствие военной травмы, ему выплачивается пожизненное содержание и пенсия по инвалидности.
Основания для прекращения отставки:
- Допущенные при исполнении полномочий нарушения, являющиеся основанием для дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий, даже если они были выявлены после ухода лица в отставку (согласно п. 6 статьи 12.1 настоящего закона, срок давности составляет 2 года, после чего привлечь к ответственности будет невозможно);
- Нарушение установленных запретов и ограничений (указаны в пунктах 3,4 статьи 3);
- Существенное нарушение, порочащее высокий статус судьи и подрывающее авторитет судебной власти;
- Деятельность, несовместимая с данным статусом;
- Вступивший в силу обвинительный приговор;
- Смерть.
Решение о прекращении или приостановлении отставки по собственной инициативе лица выносится квалификационной коллегией. Может быть обжаловано (подробнее в ч. 7 ст. 15).
В случае прекращения отставки полагается пенсионное обеспечение, предусмотренное по закону.
Скачать действующую редакцию закона о статусе судей
Судебная система играет большую роль в установлении и поддержании баланса всех сфер государственной власти. Суды общей юрисдикции контролируют деятельность органов исполнительной власти, конституционные суды регулируют деятельность законодателя на предмет соответствия нормативно-правовой системы конституционным основам.
Скачать Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».