Содержание
Словосочетание «защита свидетелей» у многих соотечественников часто ассоциируется с голливудским кинематографом. Однако в России также действует программа по предоставлению защиты лицам, оказавшимся в числе пострадавших, или гражданам, свидетельствующим в уголовном процессе. Сохранение их здоровья, жизни и общественных прав гарантируется ФЗ под номером 119.
Общие сведения
Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» N 119-ФЗ избранные члены Государственной Думы приняли 31.07.2004. Совфед одобрил его 8.08.2004. Массовые модификации в некоторых пунктах закона, отраженные в новой версии, датируются 7.02.2017. Основным предметом регламента ФЗ 119 является комплекс действий, принимаемых государством, по сохранности всех участников процедуры разрешения уголовных дел.
Ключевые положения закона, отраженные в гл. 1 – 7:
Гл. 1
- Порядок предоставления защиты от государства для потерпевших, свидетелей и других лиц, вовлеченных в процесс;
- Оформление перечня лиц, попадающих под госзащиту;
- Перечисление количества служб, занимающихся обеспечением охранных мероприятий для свидетелей;
- Регламент выполнения защитных действий;
- Нормативно-правовая база.
Гл. 2
- Классификация общегосударственной защиты;
- Комплекс мероприятий для поддержания ситуации на безопасном уровне;
- Предоставление индивидуальной охраны;
- Обеспечение средствами защиты;
- Контроль над неразглашением сведений о подзащитном лице;
- Снабжение новыми документами;
- Помощь в устройстве с новым местом жительства;
- Услуги по перемене внешности гражданина, находящегося под протекцией;
- Помощь в новом трудоустройстве;
- Содействие по общественной поддержке.
Гл. 3
- Порядок исполнения госзащиты;
- Обоснование необходимости по применению защитных мер;
- Обоснование использования помощи социального характера и ее регламент;
- Мотив для отказа от госзащиты;
- Способы по засекречиванию данных о проводимых действиях по госзащите;
- Порядок применения ответственности за саботаж выполнения мер по реализации протекции от государства.
Гл. 4
- Очерчивание круга обязательств и прав для защищаемых субъектов и представителей органов, отвечающих за их сохранность.
Гл.5
- Ответственность, накладываемая на все стороны процесса за нарушение и отступление от правил, описанных в актуальном ФЗ.
Гл. 6
- Защита от государства с точки зрения денежных и материальных аспектов.
Гл. 7
- Итоговые тезисы.
Читайте также о ФЗ №99 тут:
Виды правового статуса, гарантируемые законом:
- Общеправовой – границы прав защищаемого лица устанавливаются в общем порядке;
- Конституционный – является унифицированным статусом, назначающимся на основе прав, прописанных в Конституции РФ;
- Индивидуальный – список прав субъекта, нуждающегося в защите.
Вам будет интересно: ФЗ №33 в новой редакции 2018 года.
Последние изменения, внесенные в закон о защите свидетелей
Закон о защите свидетелей в России опубликовали в новой редакции совсем недавно, в феврале 2017-го (7.02). Изменения, согласно N 7-ФЗ, затронули количественный состав в перечне, включающем лиц, нуждающихся в особой протекции. Новый список выглядит следующим образом:
- Представители служб военной полиции ВС РФ, прямой обязанностью которых является борьба с НВФ (незаконные вооруженные формирования);
- Представители ВС РФ, занимающиеся противодействием терроризму;
- Представители спецслужб РФ, являющиеся участниками спецопераций для сохранения госбезопасности.
ФЗ о государственной защите потерпевших в откорректированной версии был дополнен положением, подробно описывающим регламент предоставления нового места жительства и рабочего места для лиц, попавших под программу защиты (ст. 10). Теперь при применении к ним всех вышеперечисленных мер составляется соответствующий договор, регистрирующий все этапы оказания поддержки. При необходимости и возникновении форс-мажоров, программа защиты может быть продлена. Особые преференции предоставляются членам Государственной Думы, Совфеда, членам правительства или других госслужб, если они нуждаются в защите подобного рода (ст. 1).
Новая редакция ФЗ 119 включает множество откорректированных фраз, терминов и дополнений к частям или абзацам текста. В ч. 1 ст. 9 внесено положение об учреждениях, занимающихся обработкой персональных данных, которые подпадают под запрет о разглашении информации о данных лицах, пребывающих под защитой, если соответственное решение принято отвечающим за безопасность органом. Запрет не накладывается на информацию, которая необходима для судопроизводственного процесса.
Измененная структура ст. 14 ФЗ 119 о государственной защите потерпевших свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства оформляет ряд причин, по которым происходит авторизация применения или отказа в предоставлении мер, важных для охраны. По закону, официальные лица, получившие сведения о риске, которому подвергается защищаемое лицо, должны отреагировать на нее в течение 3-х дней. Эти временные границы одинаковы для положительного или отрицательного ответа на прошение. Если очевидно, что угроза крайне высока, применение мер безопасности приводится в кратчайшие из возможных сроки. В то же время уполномоченный представитель, занимающий руководящую должность, может принять решение о продлении этого срока до тридцати дней, обязательно указывая наличие обстоятельств такого вердикта.
Защищаемый уведомляется о том, что к нему применен комплекс мер по ограждению от опасности. Такое же официальное извещение получает представитель уполномоченных структур, сделавший надлежащий запрос для установления госзащиты к свидетелю или потерпевшему. Последние могут быть обязаны расписаться для заверения процедуры ознакомления с положениями договора, касающимися конфиденциальности данных и прав, которыми обладают органы, отвечающие за безопасность защищаемых субъектов. Если защищаемое лицо или кураторы программы получили отказ для предоставления мер по сохранению его безопасности, они вправе подать апелляцию в вышестоящие органы или обжаловать ее в судебном порядке. Такие обращения рассматриваются оперативно.
Модифицированная часть под номером один ст. 18 устанавливает, что если лицо, которому нужна защита, отказалось от договора, не выполняет или нарушает его положения, сделало соответствующее письменное заявление, то применение мер к нему будет снято с последующим официальным уведомлением. То же происходит, если угроза для гражданина под защитой была устранена. Часть шестая статьи излагает составляющие сделки, заключаемой с защищаемым лицом. В договор возможно включение данных о его семейном положении, наличии/отсутствии судимости или его нахождении под следствием в текущий момент, а также имущественные аспекты и прочие значимые факты.
Важные изменения в законе:
- Ч. 1 ст. 16 – основания для начала процесса защиты лиц (угроза здоровью и жизни, риск причинения вреда или уничтожения их имущества);
- Ч. 2 ст. 16 – регламент осуществления защитных мер в отношении несовершеннолетних или лиц в некомпетентном состоянии, которые не могут самостоятельно выразить свою волю по данному вопросу;
- Ч. 2 ст. 20 – определяет основания (документы) для вынесения решения об обязательности внедрения мер по безопасности;
- Ч. 7 ст. 20 – обоснование для продления или прекращения вышеупомянутых мер, включая пункты, указанные в части второй ст. 16 актуального ФЗ.
Скачать действующую редакцию 119 ФЗ
Закон о гос защите нельзя воспринимать как проходной. К сожалению, никто из нас не застрахован от неожиданных перемен судьбы, способных вызвать необходимость в услугах по защите личностных ценностей, свободы и просто жизни. Важно знать, что гражданам РФ предоставляется список соответствующих прав, четко прописанных в законодательстве страны.
Изучить Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» можно по ссылке.