Содержание
Защита экологии является первоочередной задачей человечества, так как от её состояния зависит здоровье и общее благосостояние людей. Эти положения установлены Конституцией Российской Федерации, как главные права граждан. В соответствии с этим в России существует множество законодательных документов, регламентирующих различные сферы деятельности как государства, так и общества с целью охраны окружающей среды.
Какие в РФ есть экологические законы?
Экологическая ситуация в Российской Федерации контролируется большим количеством федеральных законов, правительственных постановлений и других правовых актов, которые призваны не только контролировать состояние окружающей среды и ограничивать деятельность людей с целью предотвращения её загрязнения и нарушения баланса, но также и обеспечивать восстановление природы после климатических и техногенных катастроф. Рассмотрим кратко ряд основных законов из данной сферы:
Вам будет интересно: ФЗ 59 в последней редакции.
Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”, принятый 23 ноября 1995 года, направлен на соблюдение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Законодательство устанавливает производить в обязательном порядке соответствующую природоохранную экспертизу на стадии сдачи проекта в реализацию, для того чтобы проверить планируемый объект на соответствие экологическим стандартам, и его влияние на окружающую среду. Закон описывает следующие положения:
- Порядок осуществления экологической экспертизы ;
- Правила оформления документации;
- Полномочия президента, правительства и других государственных органов власти в сфере экологии;
- Права граждан при проведении природоохранной экспертизы;
- Финансирование экологических проверок;
Последняя редакция ФЗ 116. Подробности по ссылке:
Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, принятый 24 июня 1998 года, устанавливает правила обращения с производственными и потребительскими отходами, порядок их утилизации и повторного использования с целью защиты окружающей среды и здоровья населения от вредного воздействия. Закон предусматривает следующие аспекты:
- Общие требования к работе с разными классами отходов;
- Нормирование и учёт в сфере переработки и утилизации отходов;
- Государственный надзор;
- Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами;
- Полномочия государства и его субъектов в области переработки и уничтожения отходов.
Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, принятый 20 марта 1999 года, предназначен обеспечивать благоприятные условия окружающей среды для проживания граждан и защиты их здоровья и жизни. Законодательный документ регулирует следующие сферы:
- Санитарные и эпидемиологические требования для обеспечения безопасной среды обитания и здоровья человека;
- Санитарно-профилактические действия;
- Права и обязанности граждан и организаций в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
- Государственный контроль за соблюдением санитарных и эпидемиологических норм.
Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, принятый 4 мая 1999 года, регламентирует деятельность граждан, учреждений и промышленных организаций с целью охраны чистоты атмосферного воздуха и предотвращения его загрязнения. Законодательство устанавливает следующие требования:
- Регламентирование различных видов деятельности, включая хозяйственную, промышленную и другую активность, которая осуществляет выброс веществ в атмосферу;
- Государственный контроль источников вредного воздействия на атмосферный воздух;
- Принципы управления в области защиты атмосферного воздуха;
- Права физических и юридических лиц, а также различных промышленных и хозяйственных организаций в сфере защиты благосостояния воздуха.
Также существует ряд кодексов: земельный, лесной и водный, направленные за защиту данных сфер экологии и регулирующие деятельность в этих областях. В дополнение к ним созданы узконаправленные федеральные законы, которые контролируют использование отдельных видов природных ресурсов: ФЗ “о животном мире”, ФЗ “О рыболовстве”, ФЗ “Об охоте”, ФЗ “О недрах”, ФЗ “О континентальном шельфе РФ”, а также законодательства об использовании атомной энергии, о водоснабжении и использовании водных ресурсов и другие, которые направлены соблюдать экологический баланс как на территории Российской Федерации, так и на евразийском континенте и планете в целом.
ФЗ №33 в последней редакции 2018 года смотрите по ссылке:
Основным законодательством в сфере экологии в Российской Федерации является Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, определяющий государственную политику в природоохранной сфере с целью обеспечения благоприятных экологических условий для проживания, сохранения биологического разнообразия и природных ресурсов, а также установления правоохранных мер в области защиты окружающей среды и оптимального решения социально-экономических проблем настоящего и будущих поколений.
Об защите прав юридических лиц можно узнать подробнее здесь:
Общие положения закона об экологии
Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 10 января 2002 года.
Закон направлен на обеспечение конституционного права граждан о благоприятной окружающей среде и соблюдение выполнения конституционных обязанностей по защите природы и бережного использования её ресурсов. Законодательством регламентируются взаимоотношения природы и общества, которые возникают при осуществлении промышленных, хозяйских и других видов деятельности, оказывающих влияние на окружающую среду.
ФЗ-7 состоит из 84 статей и 16 глав следующего содержания:
- Глава 1 определяет основные принципы закона, а также классифицирует охраняемые объекты и загрязняющие вещества;
- Глава 2 устанавливает принципы управления и полномочия различных государственных органов власти в сфере защиты окружающей среды;
- Глава 3 предусматривает права и обязанности граждан, организаций и различных объединений в природоохранной сфере;
- Глава 4 описывает особенности экономического обеспечения природоохранных мероприятий и организаций;
- Глава 5 устанавливает экологические нормы для всех видов деятельности, загрязняющих окружающую среду, а также допустимый уровень вредных выбросов;
- Глава 6 определяет порядок оценивания влияния человека и его деятельности на экологию;
- Глава 7 предусматривает требования экологической безопасности для всех видов хозяйственной, промышленной и другой деятельности, воздействующей на окружающую среду, а также описываются правила работы с различными опасными для природы и человеческого здоровья веществами;
- Глава 8 описывает порядок установления статуса зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также работы в данных ограниченных территориях;
- Глава 9 устанавливает статус особых охраняемых природных объектов и природных заповедников, а также меры охраны данных территорий;
- Глава 9.1 отдельно определяет порядок создания лесопарковых зелёных поясов и их защиту от незаконной вырубки;
- Глава 10 предусматривает порядок мониторинга в сфере экологического благополучия;
- Глава 11 определяет правила осуществления государственного надзора в сфере защиты окружающей среды;
- Глава 12 описывает необходимость проведения научных исследований в области экологической безопасности;
- Глава 13 устанавливает правила воспитания экологической культуры;
- Глава 14 предусматривает меры ответственности за нарушение требования настоящего законодательства;
- Глава 14.1 определяет правила ликвидации накопленного ущерба экологии;
- Глава 15 описывает принципы международного сотрудничества в сфере защиты окружающей среды;
- Глава 16 содержит заключительные положения о вступлении закона в силу и поправках других правовых документов в соответствии с настоящим законодательством.
Хозяйственная, промышленная и другие виды деятельности, которые влияют на состояние окружающей среды, должны разворачиваться в соответствии со следующими принципами:
- соблюдение конституционных прав граждан на благоприятное состояние окружающей среды;
- создание благополучных условий для жизнедеятельности населения;
- защита и разумное использование природных ресурсов;
- принцип платного использования объектов окружающей среды и её ресурсов, а также возмещение нанесённого вреда;
- непредвзятый экологический надзор;
- принцип презумпции угрозы экологической безопасности планируемых видов деятельности;
- обязательная оценка воздействия на состояние окружающей среды хозяйственной и других видов человеческой деятельности;
- естественные экологические системы, природные ландшафты и комплексы сохраняются в первую очередь;
- установка допустимого воздействия на экологию при осуществлении хозяйственной и промышленной деятельности;
- уменьшения вредного влияния на окружающую среду в результате человеческой деятельности с помощью введения улучшенных технологий производства;
- обязательное участие в природоохранных мероприятиях всех органов власти и всех граждан государства;
- сохранение биологического разнообразия;
- комплексный подход к защите окружающей среды;
- запрет деятельности, которая негативно воздействует на экологию, и воздействие которой невозможно предвидеть;
- всеобщая доступность достоверной информации об окружающей среде и планируемых мероприятий, связанных с её защитой и восстановлением;
- экологическое образование населения с целью воспитания и формирования экологической культуры.
Сотрудничество с международными природоохранными организациями и объединениями с целью объединения усилий и координирования действий, направленных на охрану окружающей среды.
Какие были внесены изменения?
Последние поправки в законодательстве № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, были сделаны 31 декабря 2017 года. В ходе редактирования были произведены следующие изменения:
Изложена в новой редакции статья 7, предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области защиты экологии. В новом варианте устанавливаются следующие положения:
- местными муниципальными вопросами являются мероприятия по защите и восстановлению окружающей среды;
- местными задачами городского округа являются природоохранные действия в пределах данного округа;
- компетенции местных органов в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации могут быть переданы государственным организациям, если существует необходимость сохранить единое городское хозяйство, в соответствии с местными законодательными документами;
- политические субъекты РФ и города федерального значения самостоятельно определяют соответствующими правовыми актами полномочия внутригородских органов самоуправления.
В статье 51, устанавливающей требования к обращению с производственными и потребительскими отходами, во втором пункте об определении опасных отходов было ограничено отходами I-IV классов опасности.
Скачать текст закона об экологической безопасности
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды” рекомендуется скачать документ, содержащий последние изменения, по ссылке.
Также для ознакомления с другими законами об экологической безопасности рекомендуется пройти по следующим ссылкам:
- Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” — скачать тут.
- Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” — скачать тут.
- Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” — скачать здесь.
- Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” — скачать тут.
Все предоставленные документы содержат актуальные на 2018 год поправки.