Закон об экологии в Российской Федерации

Защита экологии является первоочередной задачей человечества, так как от её состояния зависит здоровье и общее благосостояние людей. Эти положения установлены Конституцией Российской Федерации, как главные права граждан. В соответствии с этим в России существует множество законодательных документов, регламентирующих различные сферы деятельности как государства, так и общества с целью охраны окружающей среды.

Какие в РФ есть экологические законы?

Экологическая ситуация в Российской Федерации контролируется большим количеством федеральных законов, правительственных постановлений и других правовых актов, которые призваны не только контролировать состояние окружающей среды и ограничивать деятельность людей с целью предотвращения её загрязнения и нарушения баланса, но также и обеспечивать восстановление природы после климатических и техногенных катастроф. Рассмотрим кратко ряд основных законов из данной сферы:

Вам будет интересно: ФЗ 59 в последней редакции.

Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”, принятый 23 ноября 1995 года, направлен на соблюдение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Законодательство устанавливает производить в обязательном порядке соответствующую природоохранную экспертизу на стадии сдачи проекта в реализацию, для того чтобы проверить планируемый объект на соответствие экологическим стандартам, и его влияние на окружающую среду. Закон описывает следующие положения:

  • Порядок осуществления экологической экспертизы ;
  • Правила оформления документации;
  • Полномочия президента, правительства и других государственных органов власти в сфере экологии;
  • Права граждан при проведении природоохранной экспертизы;
  • Финансирование экологических проверок;

Последняя редакция ФЗ 116. Подробности по ссылке:

Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, принятый 24 июня 1998 года, устанавливает правила обращения с производственными и потребительскими отходами, порядок их утилизации и повторного использования с целью защиты окружающей среды и здоровья населения от вредного воздействия. Закон предусматривает следующие аспекты:

  • Общие требования к работе с разными классами отходов;
  • Нормирование и учёт в сфере переработки и утилизации отходов;
  • Государственный надзор;
  • Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами;
  • Полномочия государства и его субъектов в области переработки и уничтожения отходов.

Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, принятый 20 марта 1999 года, предназначен обеспечивать благоприятные условия окружающей среды для проживания граждан и защиты их здоровья и жизни. Законодательный документ регулирует следующие сферы:

  • Санитарные и эпидемиологические требования для обеспечения безопасной среды обитания и здоровья человека;
  • Санитарно-профилактические действия;
  • Права и обязанности граждан и организаций в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • Государственный контроль за соблюдением санитарных и эпидемиологических норм.

Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, принятый 4 мая 1999 года, регламентирует деятельность граждан, учреждений и промышленных организаций с целью охраны чистоты атмосферного воздуха и предотвращения его загрязнения. Законодательство устанавливает следующие требования:

  • Регламентирование различных видов деятельности, включая хозяйственную, промышленную и другую активность, которая осуществляет выброс веществ в атмосферу;
  • Государственный контроль источников вредного воздействия на атмосферный воздух;
  • Принципы управления в области защиты атмосферного воздуха;
  • Права физических и юридических лиц, а также различных промышленных и хозяйственных организаций в сфере защиты благосостояния воздуха.

Также существует ряд кодексов: земельный, лесной и водный, направленные за защиту данных сфер экологии и регулирующие деятельность в этих областях. В дополнение к ним созданы узконаправленные федеральные законы, которые контролируют использование отдельных видов природных ресурсов: ФЗ “о животном мире”, ФЗ “О рыболовстве”, ФЗ “Об охоте”, ФЗ “О недрах”, ФЗ “О континентальном шельфе РФ”, а также законодательства об использовании атомной энергии, о водоснабжении и использовании водных ресурсов и другие, которые направлены соблюдать экологический баланс как на территории Российской Федерации, так и на евразийском континенте и планете в целом.

ФЗ №33 в последней редакции 2018 года смотрите по ссылке:

Основным законодательством в сфере экологии в Российской Федерации является Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, определяющий государственную политику в природоохранной сфере с целью обеспечения благоприятных экологических условий для проживания, сохранения биологического разнообразия и природных ресурсов, а также установления правоохранных мер в области защиты окружающей среды и оптимального решения социально-экономических проблем настоящего и будущих поколений.

Об защите прав юридических лиц можно узнать подробнее здесь:

Общие положения закона об экологии

Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 10 января 2002 года.

Закон направлен на обеспечение конституционного права граждан о благоприятной окружающей среде и соблюдение выполнения конституционных обязанностей по защите природы и бережного использования её ресурсов. Законодательством регламентируются взаимоотношения природы и общества, которые возникают при осуществлении промышленных, хозяйских и других видов деятельности, оказывающих влияние на окружающую среду.

ФЗ-7 состоит из 84 статей и 16 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет основные принципы закона, а также классифицирует охраняемые объекты и загрязняющие вещества;
  • Глава 2 устанавливает принципы управления и полномочия различных государственных органов власти в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 3 предусматривает права и обязанности граждан, организаций и различных объединений в природоохранной сфере;
  • Глава 4 описывает особенности экономического обеспечения природоохранных мероприятий и организаций;
  • Глава 5 устанавливает экологические нормы для всех видов деятельности, загрязняющих окружающую среду, а также допустимый уровень вредных выбросов;
  • Глава 6 определяет порядок оценивания влияния человека и его деятельности на экологию;
  • Глава 7 предусматривает требования экологической безопасности для всех видов хозяйственной, промышленной и другой деятельности, воздействующей на окружающую среду, а также описываются правила работы с различными опасными для природы и человеческого здоровья веществами;
  • Глава 8 описывает порядок установления статуса зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также работы в данных ограниченных территориях;
  • Глава 9 устанавливает статус особых охраняемых природных объектов и природных заповедников, а также меры охраны данных территорий;
  • Глава 9.1 отдельно определяет порядок создания лесопарковых зелёных поясов и их защиту от незаконной вырубки;
  • Глава 10 предусматривает порядок мониторинга в сфере экологического благополучия;
  • Глава 11 определяет правила осуществления государственного надзора в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 12 описывает необходимость проведения научных исследований в области экологической безопасности;
  • Глава 13 устанавливает правила воспитания экологической культуры;
  • Глава 14 предусматривает меры ответственности за нарушение требования настоящего законодательства;
  • Глава 14.1 определяет правила ликвидации накопленного ущерба экологии;
  • Глава 15 описывает принципы международного сотрудничества в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 16 содержит заключительные положения о вступлении закона в силу и поправках других правовых документов в соответствии с настоящим законодательством.

Хозяйственная, промышленная и другие виды деятельности, которые влияют на состояние окружающей среды, должны разворачиваться в соответствии со следующими принципами:

  • соблюдение конституционных прав граждан на благоприятное состояние окружающей среды;
  • создание благополучных условий для жизнедеятельности населения;
  • защита и разумное использование природных ресурсов;
  • принцип платного использования объектов окружающей среды и её ресурсов, а также возмещение нанесённого вреда;
  • непредвзятый экологический надзор;
  • принцип презумпции угрозы экологической безопасности планируемых видов деятельности;
  • обязательная оценка воздействия на состояние окружающей среды хозяйственной и других видов человеческой деятельности;
  • естественные экологические системы, природные ландшафты и комплексы сохраняются в первую очередь;
  • установка допустимого воздействия на экологию при осуществлении хозяйственной и промышленной деятельности;
  • уменьшения вредного влияния на окружающую среду в результате человеческой деятельности с помощью введения улучшенных технологий производства;
  • обязательное участие в природоохранных мероприятиях всех органов власти и всех граждан государства;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • комплексный подход к защите окружающей среды;
  • запрет деятельности, которая негативно воздействует на экологию, и воздействие которой невозможно предвидеть;
  • всеобщая доступность достоверной информации об окружающей среде и планируемых мероприятий, связанных с её защитой и восстановлением;
  • экологическое образование населения с целью воспитания и формирования экологической культуры.

Сотрудничество с международными природоохранными организациями и объединениями с целью объединения усилий и координирования действий, направленных на охрану окружающей среды.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в законодательстве № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, были сделаны 31 декабря 2017 года. В ходе редактирования были произведены следующие изменения:

Изложена в новой редакции статья 7, предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области защиты экологии. В новом варианте устанавливаются следующие положения:

  • местными муниципальными вопросами являются мероприятия по защите и восстановлению окружающей среды;
  • местными задачами городского округа являются природоохранные действия в пределах данного округа;
  • компетенции местных органов в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации могут быть переданы государственным организациям, если существует необходимость сохранить единое городское хозяйство, в соответствии с местными законодательными документами;
  • политические субъекты РФ и города федерального значения самостоятельно определяют соответствующими правовыми актами полномочия внутригородских органов самоуправления.

В статье 51, устанавливающей требования к обращению с производственными и потребительскими отходами, во втором пункте об определении опасных отходов было ограничено отходами I-IV классов опасности.

Скачать текст закона об экологической безопасности

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды” рекомендуется скачать документ, содержащий последние изменения, по ссылке.

Также для ознакомления с другими законами об экологической безопасности рекомендуется пройти по следующим ссылкам:

  • Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” — скачать тут.
  • Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” — скачать тут.
  • Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” — скачать здесь.
  • Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” — скачать тут.

Все предоставленные документы содержат актуальные на 2018 год поправки.

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ