30 ФЗ об органах судейского сообщества в Российской Федерации

Особенность судебной системы заключается в том, что, являясь одной из ветвей государственной власти, эта система достаточно закрыта и существует внутри себя. Структура судебной системы подстроена под эту особенность. Поэтому помимо судебных органов, непосредственно осуществляющих правосудие, внутри судейского сообщества существуют также различные структурные единицы, выполняющие регулятивные, контролирующие, оценочные и иные функции.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» N 30-ФЗ был принят 14 марта 2002 года. Судейское сообщество — это совокупность всех лиц, осуществляющих судебную деятельность в России.

Согласно ст. 29 ФКЗ «О судебной системе РФ» 1996 года, высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей. Он, в свою очередь, формирует кадровый состав Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии России. Полномочия и порядок формирования органов судейского сообщества устанавливаются законом ФЗ N 30, который мы рассмотрим в настоящей статье.

Закон ФЗ-30 содержит 5 глав, включающих 29 статей. Обозначим структуру закона тезисно:

  • Судейское сообщество России: органы судейского сообщества, их основные задачи, принципы организации работы, срок полномочий выборных органов, внутренние регламенты, взаимодействие органов судейского сообщества.
  • Полномочия квалификационных коллегий: Высшей коллегии и ее Президиума, а также региональных; порядок пересмотра вынесенных ранее решений ввиду вновь открывшихся обстоятельств.
  • Производство в квалификационных коллегиях: порядок и сроки рассмотрения материалов, особенности рассмотрения сообщений о дисциплинарных нарушениях, протоколы заседаний, порядок принятия и обжалования решений квалификационной коллегии.
  • Полномочия экзаменационных комиссий: организация работы комиссии, правила принятия экзамена и оценки знаний кандидата на должность судьи, обжалование решений.
  • Обеспечение деятельности органов судейского сообщества: организационное, финансовое и материально-техническое; выплаты членам экзаменационных комиссий.

Согласно настоящему закону, органами судейского сообщества в России являются:

  • Общероссийский съезд судей;
  • Конференции судей отдельных регионов РФ;
  • Совет судей России и субъектов страны;
  • Общие собрания судей отдельных судов;
  • Высшая квалификационная коллегия судей России и коллегии российских субъектов;
  • Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов России. Этот орган проводит экзамены для юристов, желающих стать судьей.

Для повышения эффективности работы системы, органы судейского сообщества обязаны информационно взаимодействовать друг с другом.

Закон N 30-ФЗ об органах судейского сообщества в Российской Федерации существует в неразрывной связи с ФКЗ о судебной системе в РФ и законом о статусе судей, о которых мы писали ранее.

Последние поправки, внесенные в 30 ФЗ

Последние поправки в закон о судейских сообществах России вносились в 2015 и 2016 годах.

Закон N 284-ФЗ от 05.10.2015 внес изменения в абзац третий пункта 7-го статьи 11 закона. В положении закона о невозможности избрания одного и того же человека на роль председателя или зам.председателя квалификационной коллегии более 2-х раз подряд, исключение сделано для Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Закон N 68-ФЗ от 02.06.2016 внес изменения в подпункт 1-й пункта 8-го статьи 11.1 закона, устанавливающей порядок создания комиссий по приему квалификационного экзамена. В пункте 8-ом статьи указывается, что члены Высшей экзаменационной комиссии избираются делегатами Всероссийского съезда путем тайного голосования.

В процедуре избрания в отношении судей участвуют по представлению Председателя ВС РФ делегаты от:

  • Верховного Суда;
  • Судов общей юрисдикции;
  • Арбитражей.

Процедура голосования осуществляется на раздельных собраниях. Избрание считается состоявшимся, если в голосовании участвовало более 1/2 представителей от каждого из судов. Победителем, разумеется, признается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Также кратко рассмотрим отдельные статьи закона, которых правки не касались.

Согласно положениям статьи 13 закона, срок действия полномочий выборных органов судейского сообщества составляет 4 года. Переизбрание состава представителей органа происходит на очередных (плановых) съездах, конференциях или собраниях.

Статья 15 закона гласит, что органы судейского сообщества в рамках исполнения своих полномочий вправе обращаться в государственные органы власти, к общественным объединениям и должностным лицам с запросами о получении необходимых сведений и документов. Их обращения и решения могут быть рассмотрены в течение не более, чем 1 месяца со дня поступления.

В статье 17 ФЗ об органах судейского сообщества в РФ обозначены полномочия, предоставленные законом Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Чтобы иметь возможность реализовать полномочия, состав органа должен быть сформирован не менее, чем на 2/3.

Законом предусмотрен следующий перечень полномочий:

  • Рассмотрение заявлений кандидатов на должность Председателя Верховного Суда России и представление вынесенного заключения Президенту страны;
  • Рассмотрение заявок кандидатов на должности заместителей Председателя Верховного Суда и его судей, председателя и заместителей Апелляционной коллегии ВС РФ и федеральных судов (кроме районных), судей окружных арбитражей, арбитражных апелляционных, военных судов, Суда по интеллектуальным правам;
  • Рассмотрение предложений Председателя ВС РФ о представлении Президенту кандидатур для назначения на должность члена Президиума Верховного Суда. Вынесенные заключения комиссия представляет Председателю ВС России;
  • Проведение обязательных проверок в отношении судьи, ранее рекомендованного коллегией, если в СМИ были опубликованы сообщения о его неэтичном и порочащем авторитет судебной сласти поведении;
  • Опубликование в СМИ сообщения об открытии вакансий на места Председателя ВС РФ, его заместителей и другие должности, перечисленные выше, с информацией о времени, месте приема и рассмотрения заявок;
  • Принятие решений в части приостановления, возобновления и прекращения полномочий либо вынесение решения о возобновлении или прекращении отставки членов Президиума и судей ВС РФ, зам. председателей федеральных судов, судей окружных арбитражей, апелляционных, военных и иных судов;
  • Проведений квалификационной аттестации должностных лиц Верховного Суда, председателей федеральных судов, их заместителей, а также судей иных судов;
  • Вынесение заключения о возможности привлечения отставного судьи к работе в Верховном Суде, окружных арбитражах, арбитражных апелляционных, военных судах и Суде по интеллектуальным правам;
  • Присвоение судьям первого и высшего квалификационных классов;
  • Назначение взысканий за дисциплинарные проступки, совершенные представителями судейского сообщества;
  • Рассмотрение вопросов, находящихся в компетенции региональных квалификационных коллегий судей, если по какой-либо причине он не может быть разрешен по месту, например, при рассмотрении жалоб на действия коллегий судей субъектов РФ;
  • Изучение отчетов о результатах, анализ, корректировка работы квалификационных коллегий субъектов России;
  • Присвоение званий и вручение государственных наград.

Закон 30-ФЗ в ст. 22 прописывает, какие особенности существуют при рассмотрении сообщений и жалоб о нарушениях, неэтичном поведении и других дисциплинарных проступках, совершенных представителями судейского сообщества.

Квалификационная коллегия на основании заявления Председателя соответствующего либо вышестоящего суда или органа судейского сообщества принимает решение о досрочном отстранении лица от должности в связи с совершенным им проступком дисциплинарного характера, если был представлен достаточный объем доказательств совершения проступка и характеристика на должностное лицо.

В рамках своих возможностей, коллегия по закону имеет право инициировать повторную проверку поступивших материалов, совершить дополнительные запросы, привлечь для дачи объяснений самого фигуранта и свидетелей событий.

Если же жалоба поступила от иных должностных лиц или рядовых граждан, она может быть рассмотрена как самой коллегией, так и перенаправлена Председателю соответствующего суда. Если принимается решение провести проверку в рамках коллегии, образуется комиссия из представителей совета судей, сотрудников аппарата квалификационной коллегии и делегатов от общественности. О результатах проведенной проверки комиссия докладывает на заседании квалификационной коллегии, которая выносит окончательное решение.

Прошение самого фигуранта о приостановлении его полномочий не рассматривается до завершения разбирательств по факту сообщений о совершенных им дисциплинарных проступков, поступивших в орган.

Скачать закон об органах судейского сообщества в РФ

Главными задачами работы органов судейского сообщества являются:

  • Содействие в модернизации судебной системы и ее деятельности в части осуществления правосудия;
  • Контроль за соблюдением прав граждан, входящих в круги судейского сообщества;
  • Содействие в организационном, информационном, кадровом и материально-техническом обеспечении работы органов судебной системы;
  • Установление и поддержание авторитета судебной власти, контроль за соответствием поведения членов сообщества требованиям Кодекса судейской этики.

Вы можете скачать Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федераций».

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 3,25 из 5)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ