Содержание
Федеральный закон, который будет рассмотрен в настоящей статье, направлен на совершенствование российского законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения страны автомобильным и городским наземным электротранспортом.
Описание 220 ФЗ
Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 220-ФЗ был принят 13 июля 2015 года. В это же время были внесены коррективы в Федеральный закон N 16. Подробнее об этом здесь:
Структурно закон представлен восемью главами, включающими 42 статьи. Закон имеет достаточно большой объем, потому обозначит тезисно основные аспекты и предметы регулирования:
- Общие положения: предмет закона, правовые отношения в сфере организации регулярных пассажирских перевозок, основные понятия;
- Организация регулярных перевозок межрегионального сообщения:
- Утверждение, изменение и отмена маршрута — заявление, рассмотрение;
- Требования к составлению расписания прибытия-отправления транспорта;
- Тарифы и льготы;
- Организация регулярных перевозок местного сообщения:
- Пассажирские перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам, порядок установления тарифов, транспортные льготы;
- Полномочия по утверждению, изменению и отмене маршрутов, изменение вида регулярных пассажирских перевозок, порядок проведения перечисленных процедур для регулярных муниципальных, межмуниципальных и смежных межрегиональных маршрутов;
- Соглашение об организации регулярных перевозок между субъектами России,
- Получение свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по установленному маршруту и соответствующих карт;
- Открытый конкурс: извещение о проведении, порядок организации, требования к участникам, оценка и сравнение заявок;
- Реестры маршрутов регулярных рейсов: полномочия по ведению реестра, содержащиеся сведения, доступ к ним;
- Свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по установленному маршруту и карты таких маршрутов:
- Порядок выдачи и переоформления свидетельства;
- Получение и переоформление карты маршрута;
- Прекращение или приостановление действия указанных документов;
ФЗ 126 о связи с последними изменениями тут:
- Транспортная инфраструктура и отдельные объекты:
- Остановочные пункты по межрегиональному рейсу;
- Запись о них в соответствующем реестре;
- Содержание и порядок ведения реестра;
- Правила пользования объектом транспортной инфраструктуры;
- Обязанности перевозчика, осуществляющего регулярные рейсы;
- Контроль за проведением регулярных пассажирских перевозок:
- Государственный транспортный контроль, проверки;
- Происшествия, о которых перевозчик обязан незамедлительно информировать;
- Отчеты по регулярным пассажирским перевозкам;
- Заключение:
- Ограничения, связанные с организацией заказных перевозок пассажиров и багажа;
- Обеспечение осуществления положений закона;
- Изменения, вносимые в КоАП РФ и закон о контрактной системе в сфере госзакупок.
Вам будет интересно: ФЗ №257 с последними изменениями тут:
В рамках рассматриваемого закона, под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник договора простого товарищества.
Настоящий закон претерпевал изменения лишь единожды — в декабре 2017 года.
Какие были внесены изменения?
Последняя редакция закона датируется 29 декабря 2017. Изменения были внесены федеральным законом N 480-ФЗ. Поправки крайне масштабные, была затронута, пожалуй, большая часть статей закона. Обозначим основные из изменений.
В пункте 5 статьи 3 уточняется понятие смежного регионального маршрута — это межрегиональный регулярный маршрут в границах:
- Городов Москва, С. Петербург и Севастополь и граничащих с ними субъектов РФ;
- Краснодарского края и Республики Адыгея.
Также статья 3 была дополнена пунктом 28, в котором прописаны факторы и характеристики, определяющие качество и комфортабельность пассажирских перевозок: высота пола (низкий пол оптимален), наличие кондиционера, специального оборудования для перевозки инвалидов, электронного информационного табло, системы климат-контроля, возможность безналичной оплаты проезда и иные характеристики.
Часть 4 статьи 4 настоящего закона гласит: заявление об утверждении или изменении межрегионального маршрута должно быть одобрено или с мотивированным обоснованием отклонено в течение 3-х дней со дня подачи. Причиной отказа может служить несоответствие положениям частей 1 — 3 статьи 5 закона или наличие в отношении перевозчика обстоятельств, определенных в части 8 статьи 29. Пакет документов, переданный вместе в заявлением, должен быть возвращен заявителю.
Чтобы снизить нагрузку на внутреннюю транспортную систему населенных пунктов, возможно расположение начальных или конечных остановочных пунктов межрегиональных маршрутов вблизи пересечения автомобильной трассы с границами населенных пунктов или городов. Принимая такое решение, местная власть обязана составить соответствующий нормативный акт. В результате последней редакции был уточнен порядок дальнейших действий (ч. 14 ст. 4 фз 220): уполномоченный федеральный орган должен быть письменно уведомлен о принятии нормативного акта в трехдневный срок с момента его утверждения, после чего в течение 7 дней соответствующее уведомление должно появиться на его официальном интернет-сайте.
С 28 июня 2018 года при подаче заявления об установлении или изменении регулярного межрегионального маршрута пассажирских перевозок (ст. 5 закона) помимо всех прочих данных, перевозчики будут обязаны указывать:
- Место нахождения — для юридических лиц;
- Место жительства (фактический адрес) — для индивидуальных предпринимателей.
Статья 6 закона. Был расширен перечень причин, по которым может быть отказано в принятии такого заявления. К нему добавились:
- Несоответствие планируемого расписания для остановочных пунктов по данному маршруту требованиям, прописанным в статье 7 настоящего закона;
- Наличие у перевозчика (юридического лица, ИП) или хотя бы одного из членов простого товарищества просроченного неуплаченного административного штрафа, назначенного за нарушение в транспортной или дорожной сфере.
Статья 7 ФЗ 220. Значительную редакцию претерпели также сами требования к установлению расписания отправления ТС, осуществляющих перевозки по межрегиональным маршрутам:
- Часть 1 была изложена в новой редакции. Минимальная разница в расписании утверждаемого и существовавшего ранее маршрутов, имеющих несколько общих остановочных пунктов на пути следования, должна соответствовать нормам, установленным Министерством транспорта;
- Были введены части 3 и 4. Соглашениями граничащих субъектов, между которыми организованы регулярные пассажирские перевозки, могут быть предусмотрены иные условия составления расписания. О заключении такого договора стороны в течение 3 дней должны уведомить федеральный исполнительный орган, который после в течение семи дней разместит информацию на официальном сайте. Требование к разнице в расписаниях устанавливается в зависимости от длины совпадающего отрезка пути следования между общими остановками и общих длин рассматриваемых маршрутов.
Закон был дополнен статьей 9.1. Предусмотрена возможность органов государственной власти субъектов РФ предоставлять льготы на проезд межрегиональными рейсами отдельным категориям граждан. Условия компенсации недополученных средств согласуются с перевозчиками. Льготы финансируются из местного бюджета.
Статья 12 ФЗ 220. Порядок создания, изменения и отмены маршрутов регулярных пассажирских перевозок (как муниципальных, так и межмуниципальных) устанавливается с учетом положений настоящего закона местными властями, которые издают соответствующие нормативно-правовые акты для каждого из субъектов РФ и отдельно — для городов федерального значения. После принятия местными органами решения об изменении маршрута, в течение 60 дней перевозчик должен подать заявку о продлении свидетельства и карты данных с учетом правок.
Статья 13. Что касается тех же процедур для межрегиональных пассажирских перевозок, их порядок определяется соглашениями между субъектами, в границах которых пролегает маршрут. Решение об изменении или отмене рейса по инициативе властей должно быть принято за 3 месяца до истечения срока действия свидетельства перевозчика (если меньшие сроки не согласованы с ним самим) и вступает в силу по окончании срока его действия. После принятия решения об изменении маршрута, перевозчик также в течение 60 дней должен обратиться в уполномоченный орган субъекта с целью продления свидетельства и карты.
Муниципальные, межмуниципальные и межрегиональные маршруты пассажирских перевозок считаются утвержденным или измененным со дня внесения соответствующих сведений в реестр (ст. 12 — 13). Карты выдаются на каждое транспортное средство, используемое для пассажирских перевозок по соответствующему маршруту (ст. 17).
Часть 4 ст. 17. Местными нормативными актами могут быть предусмотрены дополнительные требования к перевозчику в части:
- Количества ТС разных классов, используемых одновременно на одном маршруте;
- Допустимого соотношения невыполненных рейсов к числу предусмотренных на квартал;
- Обязанности по передаче в местную навигационную систему сведений о местонахождении транспортного средства;
- Обеспечения исправной работы установленного в салоне оборудования;
- Информирования в установленные сроки уполномоченного органа местной власти и администрации автовокзала (станции) об изменении тарифов на пассажирские перевозки.
Претерпели редакцию правила объявления открытого конкурса для потенциальных перевозчиков определенного маршрута (статья 21 закона). Конкурс должен быть объявлен:
- Не позднее 90 дней со дня установления маршрута;
- Не позднее 30 дней после отказа победителя состоявшегося ранее конкурса от права на получение свидетельства (данное положение части 10 статьи 24 вступит в силу в июне 2018) или при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 7 (были рассмотрены выше);
- Не позднее месяца после принятия решения о переходе на нерегулируемые тарифы.
Приступить к осуществлению пассажирских перевозок победитель должен не позднее 90 дней после оглашения результатов конкурса и не раньше, чем истечет срок действия свидетельства прежнего перевозчика.
В статье 23 настоящего закона рассмотрены требования к участникам конкурса. Лицо, претендующее на получение права на осуществление пассажирских перевозок, ранее не должно было лишаться свидетельства с связи с допущением серьезных нарушений (судебное решение, многократное невыполнение рейсов без уважительных причин и пр.)
Статья 24 об оценке и сопоставлении заявок в открытом конкурсе практически полностью была пересмотрена: части 2, 3 и 6 были изложены в новой редакции, статья также была дополнена частями 4.1, 4.2 и 9 — 11. Ищите изменения в тексте закона 480 ФЗ (ссылка на скачивание в конце статьи). Большая часть введенных положений статьи вступит в силу 28 июня 2018.
Пункты 9 — 14 ч. 1 ст. 26. К числу сведений, которые положено вносить в реестр, были добавлены:
- Характеристики ТС (вид, класс, экологические характеристики, макс. срок использования);
- Наибольшее возможное количество машин каждого класса, которое допустимо использовать для перевозок по регулярному маршруту;
- Планируемое расписание для остановочных пунктов;
- Дата начала пассажирских перевозок;
- Наименование, место нахождения перевозчика, ИНН;
- Иные сведения, предусмотренные соглашениями соседствующих субъектов.
Статья 29. Расширен перечень причин, по которым может быть прекращено действие свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок:
- Невыполнение ни одного рейса из числа предусмотренных расписанием маршрута в течение более чем трехдневного срока или 5 и более регулярных рейсов подряд — за исключением чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 29 была дополнена пунктами 7 — 8);
- Многократная просрочка по предоставлению квартальной отчетности;
- Мотивированная жалоба о выполнении по меньшей мере двух рейсов в течение месяца с отправлением ранее положенного по расписанию времени (последние два обстоятельства рассматриваются в суде на основании иска уполномоченного исполнительного органа).
Статья дополнена частью 8: если действие свидетельства было досрочно прекращено из-за грубых нарушений (предусмотрены п. 2, 7, 8 ч. 1 ст. 29), перевозчик лишается права участия в открытых конкурсах на 1 год.
Статья 32, дополненная частью 3.1, прописывает возможность органов государственного транспортного контроля проводить плановые рейды и осмотры автомобильных вокзалов и станций, а также остановочных пунктов, расположенных вне данных территорий.
Транспортная безопасность является одним из важнейших моментов в области перевозок, в особенности пассажирских. Глава 6 пополнилась статьей 34.1. Для осуществления пассажирских перевозок, закон обязывает перевозчика :
- Использовать исключительно транспорт, находящийся в его распоряжении на законном основании: право собственности, аренда и т. д. (п. 2 ч. 1 статьи 23);
- Допускать к управлению водителей, с которыми у перевозчика заключены трудовые договоры;
- Сведения о ИП или участнике договора простого товарищества должны быть внесены в реестр.
Статья 38 о создании условий для беспрепятственного проведения регулярных перевозок путем введения ограничений для заказных перевозок пассажиров и багажа была изложена в новой редакции. Перевозчиков, работающих на заказной основе, могут ожидать определенные ограничения, если таковые будут предусмотрены местными нормативными актами.
- Запрещено (или должно быть согласовано с властями) отправление одного и того же ТС, используемого для пассажирских перевозок, более 3-х раз в течение месяца (часть 1 ст. 38);
- Указанные выше требования не распространяются на автобусы с детьми и перевозки, связанные с оказанием ритуальных услуг.
Также претерпела масштабные изменения статья 39 об обеспечении реализации положений закона ФЗ 220. Статья была дополнена частями 4.1, 5.1, 7.1, части 7 и 9 были изложены в новой редакции.
Скачать действующую редакцию закона об организации регулярных перевозок
Как уже было сказано, правки оказались крайне масштабными, потому даже кратко описать их все в одной статье достаточно сложно. Для ознакомления с полным перечнем введенных в закон 29 декабря 2017 года изменений, предлагаем скачать Федеральный закон N 480-ФЗ.
Также вы можете скачать Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 220-ФЗ в последней редакции. Обратите внимание, что часть поправок вступает в силу только в июне 2018, потому они пока не включены в текст закона.