Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

Законодательство в сфере транспортного права очень широко развито в России. Включает множество нормативно-правовых актов: от Конституции РФ, являющейся правовым фундаментом всего российского законодательства, до более узконаправленных законов, один из которых мы рассмотрим в настоящей статье.

Общие положения закона

После вступления в силу в 1996 году второй части Гражданского кодекса РФ, государством последовательно принимались специальные законы, регулирующие условия и порядок осуществления перевозок людей и грузов для различных видов транспортных средств: транспортные кодексы и уставы.

Федеральный закон N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» был принят 8 ноября 2007 года.

Предметом регулирования устава являются отношения, которые возникают в процессе оказания услуг автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, являющимися частью транспортной системы РФ. Закон определяет общие требования по перевозке людей, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобильными транспортными средствами и условия предоставления услуг различным участникам движения на объектах транспортной инфраструктуры.

Структурно устав представлен восемью главами, включающими 44 статьи. Отметим тезисы:

  • Глава 1. Общие положения закона: предмет регулирования, основные термины, правила пассажирских и грузовых перевозок, государственный надзор, виды транспортного сообщения, путевые листы, требования к оборудованию и оформлению транспортных средств и объектов инфраструктуры;
  • Глава 2. Транспортировка грузов: заключение договора, предоставление транспорта и контейнеров, предъявление и приемка груза, подлежащего транспортировке, погрузка-выгрузка, определение массы груза, пломбирование, сроки доставки, выдача груза, хранение в терминале перевозчика, очистка автомобильного транспорта и контейнеров, перевозка с сопровождением представителя владельца и без учета движения товарно-материальных ценностей;
  • Глава 3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа: виды, заключение договора, особенности перевозки инвалидов и правила для пассажиров с детьми, транспортировка багажа и ручной клади, продажа билетов на регулярные рейсы, возврат средств за проезд, провоз багажа, ручной клади, а также возврат вещей, которые были забыты, права пассажиров на пользование услугами объектов транспортной инфраструктуры;
  • Глава 4. Перевозки людей и багажа по заказу: заключение договора фрахтования и отказ от его исполнения, определение маршрута;
  • Глава 5. Перевозка людей и багажа на легковом такси: заключение договора фрахтования и отказ фрахтовщика от его исполнения, транспортировка багажа и ручной клади;
  • Глава 6. Ответственность участников: перевозчиков, фрахтовщиков и фрахтователей, грузо- отправителей и получателей, пассажиров, основания для освобождения от ответственности, ответственность за нарушение правил перевозки легковыми такси и заказным автомобильным транспортом пассажиров и их багажа;
  • Глава 7. Акты, претензии, иски: порядок предъявления и рассмотрения, срок исковой давности;
  • Глава 8. Заключительные положения устава: порядок применения и вступление в силу настоящего закона.

Следует пояснить значение термина фрахтование (в обиходе чаще называется «чартером»):

  • Фрахтование  – это своеобразная аренда транспортного средства для перевозки грузов или пассажиров;
  • Объектом договора могут служить воздушные или водные суда, автомобильный или железнодорожный транспорт;
  • Субъектами (сторонами) являются фрахтовщик — лицо, предоставляющее транспортное средство, и фрахтователь — арендатор. Полное определение этих терминов дано в пунктах 21 и 22 статьи 2 закона ФЗ 259.

Устав за более чем 10 лет своего существования многократно претерпевал редакцию. Последние изменения в закон вносились в июле 2016 года.

Последние изменения, внесенные в 259 ФЗ

Последние изменения в устав автомобильного и электрического городского транспорта были внесены 3 июля 2016 года федеральным законом N 258-ФЗ. Тогда часть 4 статьи 3.1 о государственном надзоре пополнилась пунктом №3.

К числу возможных оснований для производства внеплановой проверки в отношении видов деятельности, которые не подлежат лицензированию, относят:

  1. Жалобы граждан, предпринимателей и компаний, сведения, поступившие от должностных лиц органов государственного надзора и местного самоуправления или от СМИ — о произошедших по вине перевозчика ДТП, в ходе которых был причинен вред жизни и здоровью людей, животных, нанесен ущерб окружающей среде;
  2. Приказ (распоряжение) руководителя органа госнадзора о проведении внеплановой проверки, изданный в связи с поручением властей страны (указами Президента, постановлениями Правительства), или же требованием прокурора из-за поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений;
  3. Истекший срок исполнения перевозчиком предписания об устранении нарушений, выданного ранее. 

Рассмотрим также отдельные статьи устава, которых поправки не коснулись.

Статья 6 закона ФЗ 259 о путевых листах. Определение данного термина дано в статье второй закона. Путевой лист — это документ, который служит для учета и контроля работы автомобильного и иного транспорта и совершаемых водителем действий. Сведения, которые должен включать лист, а также порядок его заполнения прописаны в приказе Минтранса N 152 от 18 сентября 2008 г. Перевозка пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомашинами без составления указанного документа настоящим уставом запрещена.

Статья 5 устава гласит, что перевозки людей и багажа по видам подразделяются на:

  • Регулярные;
  • Заказные;
  • Осуществляемые легковыми такси.

Статья 21 устава прописывает дополнительные условия перевозки детей, сопровождаемых взрослыми пассажирами. При проезде в транспорте, осуществляющем регулярные рейсы, гражданин вправе:

  • Следуя городским и пригородным транспортом — бесплатно перевозить с собой детей возрастом до 7 лет;
  • В транспорте междугородного сообщения — одного ребенка возрастом до 5 лет.

В перечисленных случаях отдельные места для сидения детей не предоставляются перевозчиком. Если ребенок один, пассажиру следует посадить того на свои колени. Если детей больше, разумнее будет приобрести еще один билет.

В автомобильном, железнодорожном транспорте дальнего следования и самолетах проезд без предоставления отдельного места для ребенка запрещен настоящим уставом. В этом случае пассажир должен приобрести на каждого ребенка отдельный билет. Стоимость детского билета составляет до 1/2 от «взрослого билета», т.е. от полного размера оплаты. У сопровождающего должны быть в наличии документы, подтверждающие возраст несовершеннолетнего, которые беспрекословно предоставляются по требованию кассира, проводника или контролера.

Скачать действующую редакцию закона об автомобильном транспорте РФ

В третьей статье настоящего устава ссылка на:

Данные правила являются нормативно-правовыми актами, которые регулируют порядок организации различных видов перевозки людей, багажа или груза, устанавливают требования к транспортировке в части безопасности для человека и окружающей среды, сохранности материальных ценностей, прописывают условия предоставления ТС для этих целей.

Область предоставления услуг по перевозке пассажиров и багажа регулируется дополнительно Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (глава III).

Предлагаем скачать Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в последней редакции.

Похожее
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 3,43 из 5)
Загрузка...
ПОДЕЛИТЬСЯ